Стюарт сделала первые подходы к теме, прочла и посмотрела все что нашлось, и странное дело: оказалось, история Дианы не так уж отличается от истории Беллы Свон из «Сумерек», только у последней финал намного счастливее. А так-то параллель очевидна: скромная девочка, правда родовитая, но совсем не мечтавшая о том, чтобы переселиться во дворец, встречает принца из мира, в котором царят традиция и строгий протокол. Переход в него означает расставание с прошлым, привычной средой и присягу древней, мощной, подчиняющей себе, необратимо меняющей силе.
Белла Свон стала подругой, а затем женой вампира из последнего, чудом сохранившегося древнего рода. Диана Спенсер отправилась под венец с наследником главной европейской монархической семьи. Белла Свон полюбила, поняла и приняла, став своей в тайном, закрытом мире. Диана Спенсер попыталась вырваться из него и погибла. Это Кристен было понятно. Это она сыграть могла...
Когда-то Мадонна, водрузив на голову тиару, пародировала принцессу Уэльскую в шоу «Субботним вечером в прямом эфире». Наоми Уоттс пыталась передать ее характер в фильме «Диана: История любви». Эмма Коррин достигла большого психологического сходства в сериале «Корона» (на очереди Элизабет Дебики в финальных сезонах). Да что там, о леди Ди сняли более десятка художественных, документальных и телевизионных фильмов, не говоря о бесчисленных передачах, и все же этого оказалось недостаточно.
Настолько недостаточно, что Кристен — не самая, в общем-то, амбициозная, склонная вечно в себе сомневаться актриса — решила, что ей стоит попробовать, и согласилась на роль в драме «Спенсер» возможно и потому, что само название отделяло героиню от британского королевского двора и позволяло посмотреть на героиню как на аутсайдера.
К моменту появления на свет Кристен Стюарт сказочная история Дианы Уэльской уже подошла к концу — живой Золушке, предпочитавшей, чтобы ее называли «королевой людских сердец», предстояло вот-вот покинуть дворец. Все осталось позади, в конце семидесятых и романтичных восьмидесятых: работа воспитательницей в детском саду, знакомство с принцем Чарльзом, пышная свадьба века, рождение сыновей, попытки вписаться в жесткие правила британской королевской семьи и отстоять свое право быть личностью, надежда на счастливый брак, открывшаяся связь мужа с другой женщиной, ее собственный тайный роман, булимия, депрессии...
Принцесса Диана спустя пять лет брака осознавала, что глубоко несчастна, однако пока не знала, что делать. Но уже была неотъемлемой частью истории и одной из самых знаменитых и популярных женщин в мире. В том числе — в Америке. И Голливуд уже вострил перья, с интересом изучая факты ее биографии в надежде на отличный сценарий. В конце концов, всех всегда интересовало, как сложилась судьба Золушки и Принца после свадьбы. И реальная жизнь предложила исчерпывающую версию.
В этот-то мир, где царили английская монархия и голливудский полусвет, принцесса Диана и Джанни Версаче, актеры и супермодели, папарацци и восточные магнаты, ток-шоу и диснеевские мультфильмы о сказочных красавицах, а песня Элтона Джона «Свеча на ветру» еще считалась посвященной исключительно Мэрилин Монро, и пришла Кристен Стюарт.
Время, место и среда в ее случае сошлись идеально. И родилась она в 1990 году, и жила с детства в Лос-Анджелесе, и родители работали именно там где надо: папа Джон — ассистентом режиссера на ТВ, мама Джулз — помрежем по сценариям в кино. И старший брат Кэмерон с детства намеревался отправиться именно по родительской стезе. В семье еще два приемных сына — Дана и Тэйлор, и Кристен росла в любви и дружбе, и была одновременно и сорванцом, предпочитающим мальчишеские игры и увлечения, и любимой единственной девочкой в семье, которая всегда чувствовала себя защищенной и оберегаемой.
Никто не считал ее красавицей, и она сама смотрела на себя вполне трезво, зато с малых лет усвоила важное: красота — дело десятое, на самом деле все зависит от того, насколько ты личность.
История старая как мир — во всяком случае, как мир голливудского кино рубежа XXI века: Стюарт учится в школе, там ставят рождественский спектакль, на котором случайно присутствует актерский агент. Он замечает на сцене явно способную девочку. История менее распространенная: родители девочки, даром что имеют непосредственное отношение к съемкам, а может, именно из-за этого, поначалу не горят желанием приобщать дочь к актерству. Однако все же дают слабину — и с восьми лет Кристен участвует в кастингах, в девять дебютирует в диснеевском «Сыне русалки», а в двенадцать срывает первый крупный выигрыш: играет дочку Джоди Фостер в фильме самого Дэвида Финчера «Комната страха». И играет так, что маститая Фостер, сама присягнувшая кинематографу в детском возрасте, говорит о ней: «Кристен не выплескивает на тебя сразу все эмоции, и получается интересная умная игра».
К этому времени мир вполне переварил очередную главу из жизни леди Ди — больше не принцессы Уэльской, уже не живой легенды, уже отошедшей в мир иной. Ее брак уже был препарирован до последней косточки, все секреты брошены на потеху толпе, вся планета смаковала подробности биографии, вышедшей из-под пера Эндрю Мортона — «Диана: ее правдивая история», пресса опубликовала записи ее доверительных телефонных разговоров, как и интимных бесед Чарльза с любовницей Камиллой Паркер-Боулз. Все уже знали о романе Дианы с инструктором по верховой езде Джеймсом Хьюиттом и даже приписывали ему отцовство маленького Гарри, на эту тему Анна Пастернак уже написала книгу «Влюбленная принцесса», которую в 1996 году экранизировал Дэвид Грин.
И принц Чарльз двумя годами ранее уже дал телеинтервью, сообщив о разрыве и о том, что возобновил отношения с Камиллой еще в 1986-м, и Диана уже появилась на ВВС в 1995-м с откровенным рассказом о том, как в буквальном смысле резала себя и страдала от суицидальных наклонностей. И в августе 1996-го уже состоялся развод десятилетия, а для англичан — и столетия, пожалуй. Леди Ди не пропала с радаров, хотя и перестала называться королевским высочеством, теперь она активно ездила по миру, занимаясь благотворительностью и миротворчеством, дружила с огромным множеством знаменитостей. И она уже влюбилась в миллиардера Доди аль-Файеда, и собиралась за него замуж, и тридцать первого августа 1997 года погибла вместе с ним в автокатастрофе в парижском туннеле, преследуемая папарацци.
Принцесса Диана на протяжении всего детства Кристен Стюарт улыбалась с журнальных обложек, мелькала на телеэкране, сияла на красных дорожках и просто была одной из недосягаемых далеких звезд — и как настоящие звезды, продолжала светить даже тогда, когда на самом деле перестала существовать.
Все это было очень далеко, на уровне взрослых разговоров, ну разве что еще и песню «Свеча на ветру» теперь посвятили Диане. И юной Стюарт, делавшей первые шаги на пути к славе, уж точно не приходило в голову, что жизнь несколько лет назад погибшей леди Ди может иметь к ней хоть какое-то отношение.
Ее-то собственная жизнь бьет ключом. Какое-то время она так и играет чьих-нибудь дочек — например ее экранными родителями становятся Дэннис Куэйд и Шарон Стоун в «Дьявольском особняке», потом удостаивается первых главных ролей, да только эти инди-фильмы никак не «выстреливают» и успеха не достигают, в лучшем случае идут ограниченным прокатом из-за «спорности» сюжетов.
Возникает даже парадоксальная ситуация: три года подряд, с 2003-го по 2005-й, Кристен выдвигают на премию «Молодой актер», и все три раза за малоизвестные, никак не прогремевшие фильмы, ну и награда, конечно, трижды проходит мимо. Однако ее лицо уже достаточно востребовано в актерских картотеках, оно вполне отвечает требованиям «новой волны», когда режиссеры ищут не идеальных красоток и не милых «соседских девочек», а нечто иное — тонкое, нервное, угловатое. Нестандартное.
Ну, кое-что приятное из этого времени накопления опыта ей вынести все-таки удалось: первую любовь. Потому что в 2004 году Кристен познакомилась на съемках фильма «Говори» с актером Майклом Ангарано. «Говори» — это так называемое независимое кино, мрачноватая драма, не снискавшая успеха. Но в ней Стюарт как раз и играла роль, застолбившую в дальнейшем ее амплуа странноватого, замкнутого, болезненно застенчивого аутсайдера, вынужденного одиночки.
Ее героиню изнасиловали на вечеринке, из-за психологического ступора она не смогла рассказать о случившемся и в результате стала парией в школе. Помог девушке одноклассник — его как раз и играл Ангарано. И в жизни, возможно, он тоже здорово ее раскрепостил, они встречались три года (в реальности Майкл был не ровесником, а на три года старше), пока... Впрочем, до этого «пока» еще оставалось несколько лет.
Первый убедительный кассовый успех Стюарт принес фильм «В стране женщин» 2007 года о трех поколениях женщин, сыгранных Олимпией Дукакис, Мег Райан и самой Стюарт, объединенных сочувствующим героем в исполнении Адама Броди. Кристен была там очень хороша — мятущийся растерянный подросток, втайне мечтающий о первой любви и строптиво ее избегающий. Параллельно вышли «Посланники», «Сладкая полночь» и «В диких условиях» Шона Пенна — он высоко оценил актерскую пластичность и правдивость своей юной актрисы, очень ее хвалил. В 2008-м Пенн имел возможность оценить девушку и как партнер по фильму «Однажды в Голливуде», где компанию ей составили еще и такие тяжеловесы, как Роберт Де Ниро и Брюс Уиллис.
В том же 2008 году к ней наконец обратились взгляды всего мира. Не сказать, чтобы внимание это было очень доброжелательным: присутствовали и недоверие, и ревность, и опаска. Еще бы — Кристен предстояло сняться в экранизации культовых «Сумерек», сыграть ту самую Беллу Свон, с которой ассоциировало себя подавляющее большинство девушек-подростков планеты Земля.
Так в жизнь Кристен ворвалось волшебное слово «блокбастер» — и ее, как маленькую Элли из Канзаса, подхватило смерчем и перенесло в страну Оз — на вершину Голливуда, туда, где крутились гигантские деньги, использовались новейшие технологии, заключались баснословные контракты и творилась, в сущности, обыкновенная магия, превращающая безвестных актеров в звезд первой величины.
Восемнадцатилетняя Кристен встречалась с двадцатиоднолетним Майклом — ах, ему даже уже официально продавали спиртное! Они были веселой парой, он отлично уживался с ее «тараканами» и не подозревал, что их любви и дружбе вот-вот придет конец. Потому что, во-первых, его девушка вознесется на недосягаемую высоту в профессии, а он останется обычным крепким актером средней руки и крутой карьеры не сделает, так и будет сниматься стабильно, но не хватая звезд с неба.
Во-вторых, потому что она встретит другого мужчину. Ну как мужчину — он был всего на год старше Майкла в свои двадцать два. Юношу. Но юношу совсем другого типажа. Красивого, хмурого, загадочного, холодного снаружи и страстного внутри, да еще и овеянного неотразимым обаянием своего персонажа. Роберт Паттинсон уже сыграл в «Гарри Поттере и Кубке огня», «Преследователе Тоби Джагга» и именовался ни много ни мало «новым Джудом Лоу» за несомненную мужскую харизму.
Впоследствии все в один голос будут расхваливать режиссера Кэтрин Хардвик за феноменально удачный актерский кастинг: сомнения фанатов отпали, стоило им увидеть «химию» между экранными Эдвардом Калленом и Беллой Свон. Невозможно было не поверить в это чувство между зажатой простушкой-школьницей (о, как просто было ассоциировать себя с нею — полномочным послом миллионов робких мечтательниц-золушек) и ледяным с виду, недоступным и опасным юношей-вампиром, впервые за многие века не сумевшим побороть влюбленность.
Кристен в те дни и в голову не приходило провести параллель между собой и давно погасшей звездой леди Ди. Между тем история двоилась и повторялась на новом витке и талантливая болезненно застенчивая девочка-актриса проходила тот же самый Золушкин путь во дворец, что и скромная и робкая юная Диана Спенсер.
Да, как и сказочная Золушка, они вовсе не были совсем уж безродными простолюдинками: Диана принадлежала к старинному знатному роду, а Кристен родилась в семье профессионалов съемок — и все же на такой взлет рассчитывать было невозможно. Обе влюбились, просто одна в принца из мира кино, а другая — в настоящего наследника британской короны. Обе еще и не думали бунтовать, подавленные роскошью и величием своих дворцов и неминуемой славы и власти.
Кристен шла к трону сразу за двоих — за себя и свою героиню, маленькую застенчивую Беллу Свон. И Белле, надо сказать, было посложнее: вампирский клан своей замкнутостью, элитарностью и традициями, либо подчиняющими, либо изгоняющими, но неизменно требующими жертв, ничуть не уступал обитателям Букингемского дворца.
Однако счастье влюбленности вытесняло страх — и так же, как юная английская роза Диана доверчиво и восторженно смотрела на Чарльза, Белла Свон была ослеплена сиянием Эдварда Каллена. А Кристен Стюарт перестала трястись от груза ответственности участия в голливудском проекте первой величины, потому что могла думать только о Роберте Паттинсоне.
Искры сыпались с экрана — и неслучайно: Кристен и Роберт влюбились друг в друга. Возможно, на них сильно повлияла высокоградусная настойка чувств, которые нужно играть? Как бы там ни было, они сразу же стали «золотой парой» Голливуда и объектом пристального внимания папарацци.
Дальше сложилась странная, хотя и привычная для этой среды парадоксальная ситуация. Тоже, в общем-то, дублировавшая события фильма: Белле и Эдварду пришлось скрывать от всех свою любовь. Все знали, что у Стюарт и Паттинсона роман, но при этом никто ничего не подтверждал, и паре приходилось делать вид, что между ними ничего не происходит. Для юной влюбленной Кристен это стало большим испытанием: каждое публичное появление с Робом жестко регламентировалось. Им даже за руки нельзя было взяться. И тем не менее это только придавало чувствам остроты — скрываться, переглядываться украдкой, прикасаться друг к другу под угрозой разоблачения...
При этом именно на атмосфере недосказанности, на тщательно продуманных утечках и постоянно подогреваемых ожиданиях фанатов и держалась пиар-стратегия студии. Чувства нельзя было раскрыть — но ими можно было более чем успешно торговать. Фанаты сходили с ума, мечтали о свадьбе кумиров и даже придумали им совместное имя «Робстен» — так же, как называли «Беннифер» Бена Аффлека и Дженнифер Лопес или «Бранджелиной» Брэда Питта и Анджелину Джоли. Увы, продлившийся четыре года роман был официально признан в точности тогда, когда завершился. И завершился весьма грязно.
Ничто, как говорится, не предвещало. Кристен снялась с Робом и в следующих частях «Сумерек» — в «Новолунии», получив награду MTV в номинации «Лучший поцелуй» за, соответственно, поцелуй с Паттинсоном, а заодно уж и «Лучшую актрису», в «Затмении» и в «Рассвете».
В целом франшиза стала одной из самых успешных в истории кино — вампирская сага собрала 3,3 миллиарда долларов в прокате, превратилась в источник мемов и сделала Паттинсона и Стюарт мировыми звездами, во многом парадоксально затруднив их дальнейшую актерскую карьеру. Харизма «Сумерек» плотно сцепила актеров с героями, и фанаты не готовы были их разделить, отпустить и снять с них приросшие маски выдуманных Беллы и Эдварда.
Но если в мире «Сумерек» любовь героев только крепла, закалялась в испытаниях и удерживалась категорической невозможностью отпустить друг друга, то в реальной жизни события пошли по иному пути. Все разрушил не прохладный красавец и объект вожделения миллионов Роб, а застенчивая скромница Кристен, оказавшаяся вовсе не застенчивой и не скромницей.
К тому времени британский двор как раз пережил что-то вроде ренессанса и весь мир с замиранием сердца увидел повторение истории Золушки на новом витке, но очень надеялся, что в этот раз исход будет счастливым: в 2011 году старший сын леди Ди принц Уильям женился на Кейт Миддлтон.
На этот раз Кристен была среди тех, кто смотрел церемонию свадьбы в Интернете, восхищаясь каждой деталью протокола и пытаясь понять: между принцем и его невестой правда любовь? То, что новая принцесса, отныне — герцогиня Кембриджская, явно стремится походить на покойную свекровь, было заметно... Впрочем, завидовать тут точно было нечему. У Кристен, в конце концов, имелся собственный принц. Которого она вскоре и потеряла.
Стараясь вырваться из тисков образа Беллы, Стюарт в дальнейшем выбирала как можно более разноплановые роли и как можно более сложные проекты. Среди них «Добро пожаловать к Райли», «Ранэвэйс», где Стюарт так вжилась в облик панк-певицы Джоан Джетт, что та всерьез испугалась этого сходства, «На дороге» по культовому литературному аутсайдеру-плохишу Керуаку, «Белоснежка и охотник», «Лагерь X-Ray», где сыграла охранницу в ставшей нарицательной из-за жестокости тюрьме Гуантанамо...
Вот на съемках «Белоснежки и охотника» все и случилось. Судьба забавно перетасовала героев и актеров. Невинная Белоснежка—Стюарт стала охотником и хищницей в одном лице, а ее экранная мать Либерти Росс — жертвой. Потому что Либерти была женой режиссера фильма Руперта Сандерса, а Кристен закрутила с ним роман. Ей двадцать два года, Руперту — сорок один, у него с Либерти дочь и сын...
Кристен не думала ни о ком — ни о жене своего любовника, ни о его детях, ни о собственном бойфренде. Она впервые попробовала играть в любовь с мужчиной в два раза старше себя, сильным и знаменитым, и впервые испытала власть вора, присваивающего чужое и запретное. Как знать, чем бы закончилась эта игра, если бы не репортеры одного из самых знаменитых желтых журналов, выпустивших в 2012 году настоящую «бомбу» — фоторепортаж, снятый скрытой камерой и недвусмысленно показавший всему миру, как актриса и режиссер изменяют своим половинам.
Разразился скандал. Сначала поклонники «Робстен» отказывались верить своим глазам, уверяли друг друга, что все это клевета или черный пиар, но увы, им пришлось смириться с реальностью: Стюарт в итоге выпустила официальное признание. Мол, поддалась минутному порыву и более всего теперь мучается из-за того, что причинила боль самому дорогому человеку — Паттинсону. О жене и детях Сандерса в заявлении не упоминалось. Тем временем Роб спрятался от всех и, по свидетельству источников, был совершенно разбит, не понимал, что делать, а Либерти Росс подала на развод.
Стюарт съехала к родителям, Паттинсон продал дом, который незадолго до того купил, чтобы жить там вместе, — он уже подумывал о женитьбе. Скандал не утихал, нужно было что-то делать, подключился отец Кристен и упросил Роберта ее простить. При этом, правда, в прессе проскочила и новость о том, что Стюарт пыталась возобновить роман с Сандерсом, но тот ее отшил. Роб же — то ли по собственной воле, то ли по настоянию агентов и пиарщиков — согласился на вторую попытку.
Какое-то время «Робстен» демонстрировали пылкую привязанность, но через несколько месяцев расстались окончательно. Было ли Кристен стыдно? Да, было. Жалела ли она? Да, жалела. Только призналась в этом почти десять лет спустя, когда все давно быльем поросло и у обоих за плечами — новые фильмы и новые романы.
Да, у них с принцессой Дианой имелись разные поводы и причины, когда обе начали свои тайные романы, не разорвав предыдущих отношений. Диана бросалась к другим мужчинам, стараясь компенсировать откровенное равнодушие мужа и страдая от его многолетней неверности, не только физической, но и душевной. А Кристен... Может потому, что за четыре года даже самый желанный мужчина планеты становится привычным. Или потому, что привлекательность и внимание к ней взрослого режиссера застили глаза.
В общем, обе решились на измену, отмахиваясь от доводов рассудка и не думая о вездесущих глазах и ушах, и обе обожглись, и обе были наказаны. В первую очередь тем, что их интимные тайны стали доступны миллионам людей. И тем, что на ярком свету у обеих закончилась и короткая любовь, и долгие отношения.
В последующие годы Кристен нужно было отделаться уже не только от преследующего ее образа Беллы Свон, но еще и от славы «коварной изменщицы», разбившей сердце Робу—Эдварду. Фанаты были в актрисе сильно разочарованы. В конце концов, они хотели верить в сказку, а негодная героиня ее разрушила!
Все, что могла сделать Стюарт, это притвориться, что ей все нипочем. Больше ничего ни с кем не обсуждать, уйти в себя и в поте лица работать. Так поступила когда-то и Диана, покончив с грузом правил и запретов, перестав обращать внимание на пересуды, позволив себе жить открыто, свободно и по собственному разумению. Так же теперь жила Кристен: получала награды, в том числе стала первой американской актрисой, удостоенной престижнейшей французской кинопремии «Сезар» за фильм «Зильс-Мария», модные дома назначали ее своим лицом, а глянцевые журналы помещали в начало рейтингов самых влиятельных женщин и высокооплачиваемых актрис мира... Она раздавала интервью, шокировала общественность широтой взглядов и сексуальной свободой.
Так к тридцати одному году доросла до двух значимых вех. Первая — попытка податься в режиссуру: угловатый аутсайдер Кристен Стюарт решила экранизировать мемуары Лидии Юкнавич «Хронология воды». Вторая — лидерская гонка за «Оскаром»: актриса — несомненная фаворитка Киноакадемии, впечатленной ее ролью в картине «Спенсер».
Пабло Ларрейн уже имел опыт обращения к женщине — мифу ХХ века: снял в 2016 году фильм «Джеки» с Натали Портман. Выбрал короткий определяющий отрезок жизни Жаклин Кеннеди — первые дни после гибели американского президента. Аналогичный подход он намеревался использовать и с леди Ди.
К этому времени вместе со всем миром Кристен, конечно, чуть ли не с попкорном следила за очередной драмой в британской королевской семье. На сей раз Букингемский дворец и Голливуд сблизились как никогда и фактически представляли собой новых Монтекки и Капулетти. Англия, дворец, принц Гарри, древний род, аристократия — и Америка, сериальная актриса, разведенная женщина, афроамериканка. Коллега Кристен по цеху. Тут уж любая подумает, что «на ее месте могла бы быть я».
И ведь действительно могла бы — Гарри бывал в Штатах и любил богемную тусовку не меньше, чем его мать, ему нравилось общаться с актрисами. Однако выбор пал на Меган Маркл, и теперь не только вся Англия и фанаты королевской семьи, но и вся Америка следили за развитием романа, за свадьбой в 2018 году, рождением первенца, убийственным интервью у Опры, разрывом отношений с Короной, сложением титула и переездом на родину жены. Всем, опять-таки, было очевидно, что Меган, герцогиня Сассекская, держит в голове пример принцессы Дианы. Но так же, как Кейт, вторая невестка покойной королевы людских сердец и близко не смогла овладеть секретом ее обаяния.
Глядя на все это из января 2021 года, в начале съемок, Кристен была переполнена волнением и страхом. Как же в таком случае ей вжиться в этот ускользающий образ? Да еще и в самый сложный момент жизни Дианы — ведь «Спенсер» повествует о трех днях на Рождество в начале девяностых, когда чаша терпения переполнилась и принцесса решилась на развод.
От Дианы, самой фотографируемой женщины в мире и в истории, осталось множество изображений, но что толку — как перенять эту странную энергию оголенного провода под током, таящуюся за внешней мягкостью и плавностью «английской розы»? Да, они совсем не похожи внешне. Но внутренне — что если между ними есть что-то общее, на что можно опереться? Кристен почти тридцать один год. Диане на время событий фильма примерно столько же — она погибнет в тридцать шесть. Они пережили взлет на вершину, закрепились на ней, полюбили и разлюбили, обрели славу и заслуженное уважение.
Это — сходства. А различия... У Кристен нет детей. У Дианы — двое, ее жизнь во многом была подчинена им, она нарушила ради них немало законов двора, сама занималась воспитанием, подстраивала под них свой график, именно из-за них долго не решалась разорвать брак, боялась причинить сыновьям боль, боялась их потерять. Что ж, этого опыта у Стюарт нет, но в конце концов на то она и актриса — мало ли приходилось ей играть такого, к чему жизнь не готовила.
Собственно, именно понимание, ради кого Диана терпела, а потом боролась, и кого в итоге оставила, помогло. В остальном за время работы Кристен стала чувствовать леди Ди совершенно живой и часто забывала, что та умерла. Каждый раз, когда об этом вспоминала, заново расстраивалась до слез. С этим было сложно смириться — ведь на площадке каждый божий день Стюарт боролась за то, чтобы сохранить жизнь своей героини и помочь ей вырваться на свободу.
Уверенности придавали костюмы — точные копии знаменитых нарядов принцессы-модницы, каждый из которых не только важен узнаваемостью, но еще и иллюстрирует какую-то значимую перемену настроения. Например в поразительной сцене танца — монтажа из отчаянных па в различных платьях и разных местах огромного дома, в котором как бы проносится вся жизнь Дианы. Или за ужином в семейном кругу под сверлящими взглядами будущих бывших родственников. Или в мистическом эпизоде общения с призраком Анны Болейн — той самой королевы, которую Генрих VIII казнил, потому что влюбился в другую. Или когда проживает последний и самый честный разговор с мужем, окончательно решаясь на восстание загнанного в угол человека, уставшего жить во лжи.
И да, конечно, Стюарт оттачивала произношение и британский акцент со знаменитым тренером по диалектам, который до того точно так же ставил выговор двум другим экранным Дианам — Эмме Коррин и Наоми Уоттс. Она тренировала осанку, пластику и училась танцевать — даром что ненавидела это с детства, с самых первых кастингов, когда в буквальном смысле путалась в собственных ногах. Носила парик — это серьезно сокращало время работы в Германии.
В течение полугода она искала что-то неуловимое: нельзя было превратиться в бледную копию, в очередное мутноватое отражение, хотелось ухватить именно суть — сочетание силы и хрупкости, сдержанности и внутреннего щедрого тепла, стальной выдержки и уязвимости. Словом, то, что... было, пусть в других пропорциях, но в том же наборе присуще Белле Свон.
А потом началось что-то странное. Это был почти мистический опыт. В какой-то момент Кристен действительно соединилась душой со своей героиней. Никогда за всю свою актерскую жизнь она не вкладывала столько в физическое совпадение с персонажем. Ей удалось однажды сформулировать главное: «Диана из тех, кто не боится смеяться, танцевать и плакать, причем делать все это на публике, и не боится замараться, а еще просто хочет открыто и беззастенчиво любить. Это такое прекрасное чувство — позволять себе светить».
Может, Диана вырвалась на свободу совсем ненадолго, а может, не вырвалась вовсе. Но Кристен, осмыслив и воплотив эту женщину на экране, словно получила от нее на прощание толчок, совет и пожелание удачи и вдруг точно поняла, чем свобода является для нее, и почувствовала смелость и легкость.
Как и Диана, Кристен не боится новой любви, даже если ее не одобрит «весь свет». Не боится папарацци. Не боится новых планов: у нее впереди два фильма, один из которых совершенно безумная фантастика — ничего столь революционного играть еще не доводилось. Не боится пробовать себя в режиссуре, причем отказавшись играть в своем фильме. Не боится предъявлять себя миру такой, какая есть, — угловатой и неуклюжей, совсем не гламурной, как бы роскошно, в вампирски-вамповском стиле ей ни красили лицо (и совершенно серьезно называет себя «полным отморозком из Лос-Анджелеса»). Ей нравится быть на свету — играть, например, со своей собакой, дворнягой Коулом, на лужайке у дома в Малибу. Все Золушки в какой-то момент перерастают дворец и мечтают жить как хочется. Просто не всем это удается.