Владивосток
«Из будней молодой мамы. Японские подгузники подорожали от 30 до 50%. «Детский мир» убрал скидки почти на все. Детское питание сметается с полок в два счета, особенно то, что по адекватной цене и нормальное по качеству. Например, из «Бабушкиного лукошка» в интернет-магазине «Детского мира» во Владивостоке в наличии осталось не более 10 позиций», — пишет политобозреватель и мама полуторагодовалой девочки Ольга Кишаковская в Facebook. Ее коллега Юля Пушкина, тоже молодая мама, выкладывает фото: подгузники-трусики BabyGo 2299 рублей за пачку в 80 штук.
Все японское взлетело в цене. Кофе Montaro в фильтр-пакетах за месяц: со 189,99 рубля за упаковку из 9 штук до 229,99 рубля. Чистящее средство Keon стоит 249,98 рубля — 16 февраля его покупали за 99,99 рубля. Впрочем, и более привычная бытовая химия дорожает. Если упаковка стирального порошка Tide 2,4 стоила 549,98 рубля, то сейчас на 50 рублей дороже.
В супермаркетах цены на основные продукты питания (молоко, яйца, масло, хлеб), особенно отечественного производства, пока держатся. 15 отборных яиц от Уссурийской птицефабрики прямо сейчас радуют ценником в 150 рублей, обычно рублей на 30‒35 выше. А вот банка любимой дальневосточниками сайры тихоокеанской (в нашем случае «Вианг») с 109,98 рубля подорожала до 116,98.
Корма для животных дорожают, но ценообразование на них не могут понять даже бывалые кошатники и собачники. На два рубля с начала февраля подрос в цене пакетик кошачьего Perfect Fit, с 25,79 рубля до 27,69. Но он, бывало, и до войны по 30‒32 рубля продавался. 750-граммовая пачка сухого корма Purina One с 29 января подорожала с 375,89 рубля до 399,89.
Если стоимость основных продуктов питания еще как-то держится, то с техникой случился настоящий скандал. У одного из крупнейших ритейлеров DNS моментально с началом так называемой спецоперации «упал» сайт — по одной версии, из-за того, что капиталисты нагло переписывали ценники на некоторые товары, по другой — из-за ажиотажного спроса. В пользу первого объяснения говорит подорожание втрое, хоть и не на все, в то время как другие сети цены не подняли. А вторую точку зрения в качестве оправдания высказывает владелец DNS Дмитрий Алексеев:
«Вчера мы в одночасье столкнулись с проблемой, что вся наша деятельность превратилась в распределение дефицита. Возник ажиотажный спрос, появились сбои в работе сайта. Продажи выросли почти в два раза, — объяснил он. — Да, это сказалось и на ценах. Сейчас рост составил до 30%. И мы не можем утверждать, что не будет дальнейшего роста. Мы оказались в новом мире, где помимо роста курса введены технологические санкции и пока не понятно, как будут происходить поставки большого перечня товаров».
Очень скоро Алексеева вызвали в Минпромторг России, там состоялась беседа о ценообразовании на рынке бытовой техники и электроники — Алексеев пообещал, что его компания выработает план, как «минимизировать дискомфорт для покупателей».
В конце прошлой недели в Приморье заработала горячая линия, а буквально сегодня Центр управления регионом запустил чат-бот по сбору жалоб на завышение цен. По телефону люди жалуются на стоимость обуви, техники, бытовой химии — уже позвонили около 30 раз.
Министр промышленности и торговли Приморья Сергей Калитин рассказал, что краевое правительство отправило в УФАС материалы по «кейсу DNS». В антимонопольной службе сказали, что перешли на усиленный режим работы по мониторингу роста цен.
В первые пару дней в банкоматах края закончилась наличка — люди буквально выстраивались в очереди, инкассаторы «с подкреплением» не поспевали. В оперкассах в какой-то момент тоже стало туго с деньгами, так что кое-где даже решили выдавать по 10 тысяч в одни руки. Опасения, кстати, оказались неслучайными — перебои с бесконтактной оплатой испытали на себе пользователи Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay. Впрочем, тот же Сбербанк и Альфа-Банк уже работают стабильно, чего не скажешь о ВТБ, Совкомбанке и Тинькофф.
Валюту в обменниках еще можно найти, но минимум — по 99 рублей за доллар и по 115 рублей за евро. И если с ними можно повременить, то вот иена влияет на экономику «здесь и сейчас». Специфическая для Приморья тема — рост цен на японские авто (здесь почти все на них ездят) и запчасти. Менеджеры и покупатели стали массово отказываться от участия в аукционах из-за падения рубля по отношению к иене.
— По состоянию на утро 25 февраля российские компании, участвующие во внешнеторговой деятельности, начали останавливать прием ставок на покупку подержанных японских автомобилей с аукционов Японии, — комментирует представитель портала Дром.ру Мария Погребец. — Пойти на этот шаг вынуждает резкий рост курса валют по отношению к рублю. Невозможно спрогнозировать, сколько будет завтра стоить автомобиль, так как машины покупают на аукционах за иены, а пошлину за евро. Курсы валют ежедневно скачут. Очевидно, машины сильно подорожают. Насколько, спрогнозировать сложно: чем глубже упадет рубль, тем выше вырастут цены.
Вместе с тем и внутренний рынок подержанных авто штормит (еще бы — если аукционные машины подорожали, почему бы не подорожать бэушным?). Аналитики Дром.ру сообщают: «В среду средняя цена одного автомобиля на Дроме составляла 1 206 000 рублей. В четверг 20% продавцов подняли цены на свои машины, средняя стоимость одного автомобиля на Дроме выросла за день на 14% — до 1 375 000 рублей. В пятницу уже 50% продавцов переписали ценники в своих объявлениях. Средняя цена прибавила относительно четверга еще 28% и достигла 1 769 000. В субботу-воскресенье произошла умеренная коррекция. Цена отыграла вниз до отметки 1 458 000. То есть коррекция в сторону повышения за 4 дня «операции» составила 13%.
Средняя цена на праворульные авто не старше 7 лет за 4 дня не претерпела изменений, но если смотреть с начала третьей декады февраля, то цены на такие машины выросли на 6% — с 1 276 000 в среднем до 1 355 000 рублей». Автомобилисты отреагировали на это с горечью: у многих зависли в Японии даже оплаченные машины, потому что есть проблемы с погрузкой. Другие с ужасом смотрят на перспективу замены масла или комплектующих — их-то тоже везут из Японии.
Валерия Федоренко, «Новая газета»
Санкт-Петербург
Длинных и долгих очередей к банкоматам любых банков в Петербурге с 24 февраля не наблюдалось. Но оживление в местах выдачи наличности все последние дни не заметить нельзя. В 90% случаев петербуржцы снимают деньги. Каждый третий — все, что есть на карте. Остальные — какую-то сумму на всякий случай. Аргументированно объяснить, зачем и почему решили обзавестись бумажными купюрами, люди не могут.
— Просто сейчас мне спокойнее, если все, что я заработал, будет при мне в любую минуту, а не на счету какого-нибудь банка, — говорит охранник торгово-развлекательного комплекса «Невский» Алексей.
— Я от наличных денег давно уже отвыкла, в кошельке — только мелочь, — признается Оксана, бухгалтер в фирме по производству мебели. — Сама везде рассчитываюсь картой, ребенку тоже карту оформила два года назад. Но сейчас хочу часть набежавшей суммы снять: вдруг что случится и оплата по карте проходить не будет?
С 24 февраля периодически происходят сбои в работе онлайн-сервисов всех банков. Но все банки их категорически отрицают однообразными упрямыми заявлениями: «Мы полностью готовы к любым кризисным ситуациям, все системы работают в штатном режиме». С 27 февраля петербургские клиенты банков, попавших под санкции, начали сталкиваться с проблемами при использовании Apple Pay и Google Pay: оплата при помощи телефона стала невозможна.
Из банкоматов сегодня петербуржцы извлекают наличность исключительно в рублях. Даже те, кто планирует потом перевести ее в валюту, сначала намерены выяснить, где курс выгоднее.
Однако 28 февраля доллары и евро в петербургских банках уже почти никто не покупал. Как рассказали «Новой» в отделениях Сбербанка, Альфа-банка и ВТБ, все, кто стремился перевести сбережения в валюту, успели сделать это раньше. После понедельничного обвала рубля желающих приобрести доллары по 139 рублей в Альфа-банке, по 122,57 рубля в Сбербанке и даже по 100 рублей в банке «Тинькофф» (самый выгодный курс на 28 февраля в городе) встретить так и не удалось. Хотя еще накануне, по словам банковских операторов, люди обращали в валюту разные суммы — от 10 тысяч рублей до миллиона.
Предчувствуя с началом «спецоперации» в Украине падение рубля и рост цен, многие петербуржцы предпочли вложить деньги в полезные приобретения. Ажиотажный спрос на айфоны, мобильные телефоны и компьютерную технику в крупных торговых сетях (DNS, «М-Видео», «Эльдорадо») возник уже 24 февраля. Цены на эти товары выросли в тот же день и весьма значительно.
Так, в магазинах DNS iPhone 13 pro со 128 Гб встроенной памяти, еще утром 24 февраля стоивший 99 999 рублей, после обеда предлагали уже за 129 999. iPhone 12 pro на 128 гигабайт отдавали за 90 990 рублей (прежняя цена — 71 тысяча рублей). 28 февраля цены на айфоны модели Apple сделали еще один скачок: так, Apple iPhone 13 Pro Max 1Tb в магазинах Re:Store продавали уже за 221 990 рублей.
Стоимость ноутбуков и айпадов всех моделей в DNS и «Эльдорадо» к 28 февраля поднялась на 10–20 тысяч рублей. Пока не подорожали телевизоры и бытовая техника (холодильники, микроволновые плиты, пылесосы, стиральные машины). Но это вопрос ближайшего времени, утверждают в торговых сетях.
— Мы сегодня ничего не обещаем покупателям, — 28 февраля сказал «Новой» Артем, консультант в магазине «Эльдорадо». — Все цены могут измениться уже завтра: вчера доллар продавали по 80 рублей, сегодня — по 120!
По словам продавцов, очереди на кассы в магазинах бытовой техники и электроники выстраиваются все последние дни. Причем многие петербуржцы приобретают дорогие товары в кредит или в рассрочку.
На фоне довольно молодой и модно одетой публики в магазине «Эльдорадо» выделялся пожилой мужчина в потрепанном пуховике и меховой шапке-ушанке, какие уже редко встретишь на улице. Николай Васильевич Кондрашов (73 года) надолго застрял в рядах с техникой для домашней уборки:
— Десять лет откладывали с женой на похороны, 200 тысяч накопили. А вчера сели, подумали и решили, что робот-пылесос — мы о нем давно мечтаем, если сейчас не купим, то уже никогда — станет стоить как самолет.
Повышенный спрос в конце февраля отметили и на петербургском автомобильном рынке. По прогнозам дилеров, из-за ослабления курса рубля уже в ближайшую неделю стоит ожидать роста розничных цен на импортные автомобили.
Те, у кого нет денег на покупку валюты, бытовой техники и автомобиля, с начала недели запасаются мылом, сахаром, гречкой, мукой, консервами, чаем и кофе, с радостью отмечая, что цены на продукты питания и товары первой необходимости в Петербурге пока не изменились. Впрочем, в крупнейших петербургских торговых сетях («Магнит», «Пятерочка», «Перекресток», «Дикси», «Лента») ценники переписывали относительно недавно — 7–10 февраля. На сегодня из всех продовольственных товаров подорожал только кофе, но существенно: 200-граммовая банка растворимого Nescafе продается уже не за 595 рублей, а за 799, 100-граммовая банка Jacobs вместо 300 рублей стала стоить 499. Петербуржцы, поддерживающие политику Путина, уже заявили в соцсетях, что «без кофе можно прожить».
Однако в обозримом будущем за «спецоперацию» на Украине неизбежно придется платить и тем, кто ее поддерживал, и тем, кто против нее. Крупные производители и топ-менеджеры торговых сетей считают, что сдерживать цены на основные продукты питания удастся, пока не будут распроданы старые запасы — максимум в течение месяца. Новые партии продовольствия с большой вероятностью лягут на полки уже с новыми ценниками. Каких масштабов наценка ждет покупателей, сейчас никто не берется предположить.
Нина Петлянова, «Новая газета»