Интрига сохранялась до последнего: поедет ли Владимир Путин на новом российском лимузине или нет. Первенца проекта «Кортеж» планировали впервые представить во время церемонии инаугурации, но ближе к дате пошли слухи, что торжественный проезд на автомобиле под вопросом.
Скептики, говорившие о неготовности «Кортежа», посрамлены. Путин все же сел в новый лимузин. И эта короткая поездка вокруг первого корпуса Кремля до Большого Кремлевского дворца – важное событие в истории российского автопрома.
От ЗИСа до «Бегемота»
Иосиф Сталин первым сменил американский Packard на отечественный лимузин. С тех пор ЗИСы, а затем – после переименования московского завода – ЗИЛы стали автомобилями глав государства. Эту традицию нарушил Борис Ельцин, пересевший на бронированный Mercedes-Benz. Позже первый президент России снова начал ездить на ЗИЛе, но к тому времени стало понятно, что отечественный лимузин окончательно устарел.
После Ельцина Mercedes c бронированным и удлиненным кузовом надолго стал автомобилем №1. Владимир Путин передвигался на S 600 Pullman Guard заводской бронировки, лимузин Дмитрия Медведева строила сторонняя фирма Carat Duchatelet. Идея пересесть на отечественные автомобили не оставляла первых лиц государства, но воплотить эту идею в жизнь оказалось непросто.
В 2010‑м Медведев поручил детально изучить вопрос о возобновлении производства автомобилей высшего класса в России. При нем в Гараже особого назначения (ГОН) появился таинственный ЗИЛ под кодовым именем «Бегемот», крыша которого якобы могла выдержать наезд танка.
Тупиковая идея
«Мы сделали российский лимузин», – заявил два года спустя по НТВ Владимир Путин, но и после его слов история была далека от завершения. Лимузин сделали Завод имени Лихачева совместно с частной компанией Депо-ЗИЛ, которая специализировалась на ремонте, восстановлении и доработке советских правительственных автомобилей.
Проект «Монолит» был глубокой модернизацией машины брежневской эпохи, но с обновленным двигателем, американским «автоматом», современными тормозами и продвинутым климат-контролем. Колесная база была увеличена, а на очень просторный задний ряд вели двойные двери.
Свой вариант бронированного лимузина построила фирма «Атлант-Дельта» Олега Дерипаски, специализирующаяся на реставрации автомобилей. Новыми в так называемом «Проекте 70» были только американские агрегаты, и выглядел он еще более архаично. Один российский производитель предложил сделать автомобиль президента на базе иномарки, просто поменяв кузов, но это также была тупиковая идея. Путин тем временем продолжал ездить на «Мерседесе».
Выходом из тупика стал проект «Единая модульная платформа» (ЕМП), более известный как «Кортеж». Он подразумевал создание целого семейства автомобилей на базе правительственного лимузина. Унифицированные седан, внедорожник и минивэн должны были составить президентский кортеж (отсюда и название проекта), возить министров и губернаторов. В планах был выпуск гражданских версий этих автомобилей –их мог купить любой желающий.
Модульная платформа – международный тренд, позволяющий значительно снизить издержки на разработку и производство автомобилей. Это, а также относительно большой тираж в идеале делали проект ЕМП окупаемым. Тогда как штучное производство правительственных автомобилей на ЗИЛе было убыточным. Кроме того, лицензию на элементы ЕМП могли купить другие российские автопроизводители.
Этим предложением заинтересовалась Marussia – фирма Николая Фоменко, известная суперкарами. Фоменко задумал создать седан L2 и внедорожник F2 на узлах «Кортежа». Компания «Соллерс», в свою очередь, искала современную платформу для нового кроссовера УАЗ‑3170 и взамен предлагала предоставить производственные мощности Ульяновского автозавода для сборки автомобилей проекта «Кортеж». Интерес российских автопроизводителей объясним: разработку отдельных узлов планировали доверить известным зарубежным компаниям, например, в конкурсе на двигатель приняли участие Porsche, AVL и Ricardo.
Сделано НАМИ
Единственным исполнителем госзаказа без всякого конкурса был в 2013 году назначен Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). На первом этапе почти половину от общего объема инжиниринговых работ выполняла Marussia, переехавшая на территорию НАМИ. Но к концу 2014 года производитель суперкаров обанкротился, а его финансированием в рамках проекта заинтересовалась Счетная палата, которая выявила множество нарушений. В частности, НАМИ оплатил «Марусе» 24 млн рублей за некачественно выполненные работы. Сборку машин планировали доверить «Соллерсу», еще одним из вариантов, по словам гендиректора НАМИ Максима Нагайцева, мог бы стать будущий российский завод Mercedes-Benz.
В 2015 году Нагайцев, главный идеолог проекта, внезапно ушел с должности, но сохранил должность советника. До окончания опытно-конструкторских работ оставалось менее года, и за срыв установленных сроков институту грозили серьезные штрафы. Позже, по информации автомобильного журналиста Сергея Цыганова, сроки завершения работ и выхода автомобилей были скорректированы. Это позволяет предположить, что у проекта возникли сложности.
Всего на ЕМП выделяли из бюджета 8 млрд рублей, позже цифра подросла, а общий объем инвестиций, по словам вице-премьера правительства Аркадия Дворковича, был оценен в 22–24 млрд рублей.
Скромное обаяние сталинского ЗИСа
Победителем открытого конкурса на лучший дизайн президентского лимузина стал проект Ярослава Яковлева и голландца Бернда Вееля. Он, как и работы, занявшие второе и третье места, отличался смелыми футуристичными линиями. Сергей Федулов, представивший современную трактовку сталинского ЗИС‑110, оказался только на четвертом месте.
Но именно стилистика неоретро понравилась главному заказчику и легла в основу финального варианта президентского лимузина. Алексей Чвокин из «Русского автомобильного дизайна» – подразделения НАМИ – также вдохновлялся 110‑м ЗИСом.
Это заметно по нескольким линиям молдингов и массивной решетке радиатора с вертикальными прутьями.
Но если первый ходовой макет «Кортежа» выглядел пышно, то машины на патентных изображениях стали аскетичнее. Они утратили широченный хромированный пояс, но сохранили чопорный стиль, роднящий российские седаны с автомобилями Rolls-Royce и Bentley. Другие модели семейства ЕМП сохранили общую стилистику, но выглядят менее консервативно, особенно минивэн с широкой задней стойкой. Что касается будущего внедорожника, то по его внешнему виду ясности пока нет. Анонимный источник Autonews.ru рассказал, что работы над ним приостановлены ради того, чтобы сдать главный лимузин в срок.
Никаких тачскринов
Первенцем проекта стал президентский лимузин длиной 6,6 метра. Таким образом, он крупнее предыдущих правительственных ЗИЛов. «Кортеж» – не окончательное имя нового семейства. Первоначально планировалось, что ЗИЛ будет на вершине линейки, «Чайка» ниже, а утилитарные автомобили назовут ностальгическим именем «Руссо-Балт». Позже в презентационных материалах стали фигурировать правительственная линейка President, а также гражданские Ursus и Cosmo – дизайн двух последних хотели сделать менее официозным.
Затем появился еще один вариант названия автомобилей ЕМП – Aurus, образованный от слов aurum (золото) и Russia (Россия). Именно он и стал финальным. Модели решили именовать в честь кремлевских башен – седан «Сенат», минивэн «Арсенал» и внедорожник «Комендант». Удлиненный седан, соответственно, назвали «Сенат-лимузин».
«Кремлевская тема» продолжена и в интерьере – рельеф на ручках повторяет узоры куполов храма Василия Блаженного. Передняя панель с обилием массивных деревянных панелей строгая, как президентский кабинет. Вместо приборов – дисплей с нарисованными циферблатами по новой автомобильной моде. В то же время рычаг «автомата» вполне традиционный и необычен только формой. Мультимедийная система управляется шайбой, по аналогии с Audi и BMW. Новомодного тачскрина здесь нет.
Зверь-мотор
Для президентского лимузина НАМИ самостоятельно разработал 12‑цилиндровый «Царь-двигатель». Благодаря четырем турбокомпрессорам с объема 6,6 л двигатель выдавал впечатляющие 830 л. с. и 1320 Нм крутящего момента. Мотор демонстрировали еще на предыдущем Московском автосалоне, но, по всей видимости, доделать к инаугурации не успели.
В результате «Сенат-лимузин» Путина был оснащен мотором V8 мощностью 598 л. c. – его разработку заказали у Porsche Engineering. По всей видимости, еще мощности добавляет электромотор. Aurus – первый серийный российский гибрид, но сделано это совсем не ради экономии топлива. Установленный между двигателем и трансмиссией электромотор и аккумуляторная батарея в багажнике позволят сохранить подвижность, даже если основной двигатель выйдет из строя. Кроме того, электромотор обеспечивает плавность переключений необычной 9‑ступенчатой коробки передач – у нее вместо привычного гидротрансформатора пакеты фрикционов. Трансмиссию спроектировала российская компания КАТЕ, когда-то обещавшая оснастить автомобили LADA «автоматами».
Броня крепка
Президентский лимузин будет полноприводным – передняя ось подключается с помощью муфты – и с «внедорожным» клиренсом 200 миллиметров. Опасность сесть на брюхо, как это случилось со «Зверем» Обамы, российскому «Кортежу» не грозит.
Гибридная силовая установка и полный привод – не единственные специфические требования, предъявлявшиеся к разработчикам Единой модульной платформы. Например, в мультимедийной системе не должно быть глубокой интеграции с устройствами Android и Apple, чтобы исключить взлом и кражу документов. Выступающие вниз пороги упрощают посадку и высадку из машины. По той же причине отказались и от выдвижной оттоманки, встроенной в президентское кресло, – по словам разработчиков, это может привести к заминке при выходе.
При разработке кузова большое внимание уделили безопасности пассажиров, сидящих сзади. Например, в серии краш-тестов по методике EuroNCAP седан били о «столб» не передней, а задней дверью. Манекен при этом сидел полулежа, с откинутой спинкой.
Президентский Aurus надежно защитит не только от столкновений со столбами и автомобилями. Характеристики брони, защищающей салон, естественно, держатся в секрете, но нет сомнений, что автомобиль выдержит и обстрел из гранатомета, и даже подрыв. Сверхпрочные колеса для автомобиля, весящего 6,5 тонны, изготовил Челябинский прессовый завод. Специальные нижнекамские шины не боятся пуль.
Российские поставщики присутствуют в проекте «Кортеж» наравне с такими именитыми зарубежными брендами, как Haldex, Brembo и Valeo. Российских фирм примерно половина, а всего в проекте задействовано полторы сотни компаний. Они поставляют системы отопления, элементы подвески, турбокомпрессоры. Бронированное стекло создала фирма из Гусь-Хрустального, а шкуры рязанских коров пошли на отделку салона.
В июле прошлого года Путин лично осмотрел автомобиль первой серии и, по словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, «трогался» и «чуть-чуть проехался». В конце ноября автомобили проекта «Кортеж» были переданы Федеральной службе охраны, еще 16 лимузинов седанов и минивэнов ФСО должна получить уже в этом году.
Опытная эксплуатация машин должна была идти до мая, но президентский лимузин планировали показать на инаугурации. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров в середине апреля рассказал РИА «Новости», что работы выполняются в срок и есть «техническая возможность» предоставить автомобиль для инаугурации.
«Что касается непосредственно момента, когда наш президент поедет на этом автомобиле, здесь зависит не от нас, ждем принятия соответствующего решения», – сообщил министр позднее.
Авто «решительного прорыва»
Премьера первого Aurus все же состоялась, а публичный дебют седана и минивэна ожидается на Московском автосалоне в конце августа. Минпромторг заявил, что в продаже автомобили появятся в первом квартале следующего года. Цены уже подросли: если ранее седан обещали сделать дешевле топ-версий BMW 7‑Series и Mercedes-Benz S‑Class, то теперь ориентирами стали Rolls-Royce и Bentley. Денис Мантуров заявил, что серийные автомобили будут стоить более 10 млн рублей.
В будущем не исключено появление более доступных машин с 250‑сильной турбочетверкой 2,2. Это еще один мотор из модульного семейства. Следующим после седана появится минивэн, а до конца следующего года обещают начать производство внедорожника. Все они тоже будут гибридами.
Продажей автомобилей Aurus займется совместное предприятие НАМИ и «Соллерс», а обслуживание обеспечат дилеры УАЗа. Не исключены и поставки на экспорт – в Азию и на Ближний Восток. Вот только планы производства более чем скромные. После кончины ЗИЛа остро встал вопрос с производственной площадкой. До конца года НАМИ соберет 70 машин, а план на следующий год – 150 штук, максимум производственных мощностей института. Такая скромная цифра позволит насытить автомобилями только госаппарат.
Производством автомобилей ЕМП для свободной продажи должен заняться крупный производитель, скорее всего, это будет «Соллерс». Планируемый выпуск – 5000 машин в год. Кроме того, НАМИ сотрудничает с «Группой ГАЗ»: кузова лимузинов грунтуют на Ликинском автобусном заводе – только там нашлась ванна подходящего размера.
Проект Единой модульной платформы вполне соответствует курсу на технологический прорыв и внутренние перемены, продекларированному новым президентом в инаугурационной речи. Для российского автопрома это действительно прорыв.
«С момента старта проекта в 2013 году проделан колоссальный объем работ, изучены все наиболее перспективные конструктивные решения, технологии и тенденции в мировой автопромышленности», – заявил Денис Мантуров.
Но чтобы программа Единой модульной платформы развивалась, ей нужна окупаемость, а это подразумевает во много раз больший объем производства. Нет ясности и с использованием ЕМП в более массовых автомобилях – проект кроссовера УАЗ, по данным сайта «Русский автомобиль», заморожен. От официальных комментариев пресс-служба Ульяновского автозавода отказалась.