Каждому из нас может остаться по пять литров питьевой воды на человека в день, все остальное, что течет из крана, будет пригодно для использования только в хозяйственных целях: белье постирать или душ принять — можно, но внутрь — не стоит.
«Сейчас вся вода, которая течет из водопроводных кранов, должна быть питьевого качества, — сообщила aif.ru автор инициативы, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова. — Но источники водоснабжения отличаются между собой по степени их загрязнённости, в каких-то регионах ситуация лучше, в каких-то хуже, есть регионы, где воды изначально мало... Из-за этого довести весь объем расходуемой людьми воды до нужных параметров получается не всегда и стоит очень дорого».
В этой ситуации у человека есть выбор: или покупать бутилированную воду и надеяться на честность ее производителей, или пить то, что течет из крана, добавляет Довлатова. Она предлагает другой выход: доводить до уровня СанПиН только часть поступающей по водопроводу воды с помощью локальной доочистки. Правда, для этого надо сначала поменять законы и определить, что такое вода питьевая, а что такой — хозяйственно-бытовая.
Технически решение по доочистке хозяйственно-бытовой воды до уровня питьевой могут быть различными, продолжает Довлатова. Или организовать систему очистки сразу для всего дома, но это потребует прокладки еще одного стояка с трубой для питьевой воды. Или наладить процесс непосредственно в каждой квартире, установив фильтр на кухне под раковиной. Или же поставить в подъезде аппарат, из которого жители смогут набирать себе идеально чистую воду для питья и готовки.
Хозяйственно-бытовая вода тоже будет отвечать строгим нормативам, она подойдет для всех санитарных и хозяйственных дел, добавляет Довлатова. Но внутрь ее лучше не принимать.
Кратко о матчасти
По нормативу на каждого россиянина в день положено по 210 литров горячей и холодной воды. Фактическое потребление — около 130 литров на человека. Это больше, чем, например, в Европе, там расход составляет по 90 литров. Из всего этого объема для питья, приготовления пищи и других способов употребления воды внутрь приходится не больше 5 литров на человека. Остальное идет на то, чтобы помыться самому и помыть полы, полить цветы, стирку и все такое прочее.
В тех местах, где трудно или слишком дорого довести до нужной кондиции весь объем воды, надо сосредоточиться на пяти питьевых литрах, провести их максимальную очистку, остальной же объем сделать просто безопасным, чтобы им можно было мыть руки, стирать, принимать душ или ванну без малейшего ущерба для здоровья или состояния техники, предлагает Довлатова. Такие решения особенно актуальны для Калмыкии, части Крыма, Дагестана, Курганской и Волгоградской областей, других регионов.
«Если человек смоет унитаз непитьевой водой, ни с кем ничего плохого не случится, — продолжает она. — А вот чай, разумеется, следует заваривать водой, которая прошла дополнительную очистку. Пока открытым остается вопрос требований к качеству той самой хозяйственно-бытовой воды, которая может быть использована для гигиенических нужд».
Финансовые потоки
Чистая вода всегда лучше, чем не очень качественная. Но во что нам обойдется такой питьевой водопровод? Может, проще по-прежнему покупать воду в бутылках?
«У нас почти 10% жителей крупных городов не имеют доступа к качественной питьевой воде, — напоминает доцент кафедры финансово-экономического и бизнес-образования экономического факультета Государственного университета просвещения Михаил Лавров. — Чаще всего причина в том, что на местном уровне нет денег, чтобы построить и обеспечить работу очистных сооружений, а помощь из федерального или регионального центров не всегда приходит вовремя. Так что идея напрашивается сама собой. Если инициатива будет принята, это ни в коем случае не значит, что произойдет снижение качества воды: будут разработаны четкие стандарты ее качества, но выполнить эти требования будет проще, а, значит, дешевле и реальнее».
Сейчас эту проблему каждая семья решает сама, продолжает Лавров. Кто-то ставит фильтр, кто-то покупает в бутылках, кто-то пьет то, что течет из крана. Централизованное решение под контролем государства сделает питьевую воду дешевле, а ее качество будет гарантировано, считает он.
Стоить питьевая вода будет чуть дороже обычной. С другой стороны требования к подготовке «обычной» водопроводной воды чуть снизятся, а следом, возможно, и тариф на нее. В результате экономия на большом объеме и переплата на пяти литрах питьевой воды друг друга компенсируют, и сумма в платежке останется на том же уровне или даже чуть снизится.
«В России существует значительное количество территорий, для которых построение систем полной очистки всей воды просто не имеет никакого экономического смысла, это будет стоить непомерно дорого, а вот гарантия доведения необходимого количества безопасной технической, и при этом доочистка небольшого процента воды для готовки и питья — это то решение, которое, действительно, позволит улучшить качество жизни населения, оставаясь в разумных пределах экономической эффективности как для государства, так и для людей», — заключил Лавров.
Опасность халявы
Третий кран с более дорогой, но зато абсолютно безопасной водой станет большим искушением и для тех, кто еле сводит концы с концами, и для просто жадных людей, предупреждает доцент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания Московского университета имени Витте Кирилл Парфенов.
«Значительная часть людей, получив две разных трубы с разными тарифами на их содержимое, будут открывать тот кран, из которого получится дешевле, — считает он. — Выбор, конечно, у каждого свой, но если пустить по „обычной“ трубе недостаточно очищенную воду, последствия могут быть очень серьезными».
Избежать массовых отравлений, недугов и прочих медицинских опасностей можно будет только одним способом — установить на «непитьевую воду» достаточно жесткие нормативы, считает Парфенов. Но это обрушить всю экономику «третьего крана» — никакой экономии на более простой очистке основного объема воды тогда не получится.