В канун нового, 2024 года правительство России утвердило расширенный пятилетний план дорожного строительства. Денег добавили совсем немного (и так стоимость всех проектов колоссальная), но новый объемный документ дает четкое понятие, куда мы теперь пойдем. Вернее, поедем.
Распоряжение подписал глава правительства РФ Михаил Мишустин. Обновленный план предусматривает за 2024–2028 годы реализацию 380 проектов строительства и реконструкции дорог (в предыдущей версии 2022 года было 250). Общий объем финансирования составит свыше 14 трлн рублей. Это средства федерального бюджета, внебюджетные источники и дорожные фонды субъектов.
Планируется ввести в эксплуатацию (построить и реконструировать) более 2,1 тыс. км федеральных автодорог. Причем подход к развитию инфраструктуры страны сильно изменился. Во-первых, главными задачами в плане прописано создание транспортных коридоров «Север – Юг» и «Россия», а также магистралей, ведущих к Черному и Азовскому морям, и опережающее развитие дорог Дальневосточного федерального округа. Во-вторых, большое внимание будет уделено уже начатым объектам строительства и реконструкции – их обязательно надо завершить.
Мероприятия обновленного плана разделены на две части – федеральную и региональную. Я сосредоточусь на федеральной – эти объекты интересуют всех водителей. Если же вам любопытно узнать, что будет происходить конкретно на дорогах вашего региона, изучите план самостоятельно, он есть в свободном доступе.
Перечень мероприятий, утвержденный распоряжением правительства № 3907-р от 25 декабря 2023-го, – это очень серьезный и объемный документ (почти 400 страниц мелким шрифтом), и на его изучение я потратил не один час (и даже не один день). Но довольно быстро понял: наши дороги совершают резкий поворот на юг и на восток.
Согласно обновленному плану, на 2027–2028 годы «переехали» многие объекты, которые еще недавно казались важнейшими. Например, строительство КАД-2 в Ленинградской области или реконструкция дорог, ведущих к западным границам РФ. Таковы следствия изменившейся политической и экономической ситуации.
Зато серьезное финансирование будет направлено на дороги в южном направлении. В ближайшую пятилетку, например, немалые средства выделяются на строительство и реконструкцию участков автодорог Р-22 «Каспий» и М-4 «Дон». На трассе М-29 «Кавказ» уже в этом году достроят обход Гудермеса (Чечня), участки в Ингушетии и Северной Осетии.
Продолжатся работы по строительству и реконструкция участков автомобильной дороги А-155 Черкесск – Домбай – граница с Республикой Абхазия. Серьезные средства направят на ускоренное строительство обхода Волгограда – его планируется сдать в 2024–2025 годах. А Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань станут важнейшими транспортными хабами на маршруте «Север – Юг». Не зря уже идет реконструкция ряда участков автодороги Р-228 Сызрань – Саратов – Волгоград.
В Самарской области полным ходом продолжается строительство новой трассы и моста через Волгу в составе важнейшего транспортного коридора «Европа – Западный Китай». Это самый крупный на сегодня дорожный проект в России, реализуемый на принципах государственно-частного партнерства. Транспортный коридор имеет огромное значение для выстраивания логистических цепочек с Китаем, не зря его называют «новым Великим шелковым путем». Самая сложная часть этого маршрута – обход города Тольятти с новым мостом через Волгу (протяженностью 3,7 км). По плану весь этот участок сдадут в конце года.
Еще два важнейших «южных» объекта, отмеченных в плане на этот год, –реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь (с обходом Анапы и подъездами к морским портам Кавказ и Тамань), а также новая скоростная автотрасса А-289 Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк (с выходом к Крымскому мосту). Это всё, повторю, планы 2024 года. И доехать от Краснодара до знаменитого моста можно будет буквально за 1,5–2 часа!
А задача-максимум выглядит так: стране жизненно необходимо иметь надежные логистические маршруты к южным морям – Черному, Азовскому, Каспийскому – и дальше, через Азербайджан и Иран, к Индийскому океану.
Дороги на восток
Не меньше внимания в плане уделено реконструкции и строительству новых дорог в восточном направлении. Ведь грузовой поток за последние два года переориентировался на восток (так же, как и туристический). И выяснилось, что многие трассы просто технически не готовы к такой нагрузке. Надо что-то срочно делать!
В 2024-м продолжатся работы на целом ряде участков трасс М-5 «Урал» и М-7 «Волга» в Нижегородской области, республиках Татарстан и Башкирия, Пермском крае и т. д. Через год скоростная трасса М-12 «Восток» дойдет до Тюмени – и не остановится на этом, потому что уже начинается подготовка к реконструкции участков автомобильной дороги Р-402 Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск.
Между важнейшими сибирскими городами пока не такие большие транспортные потоки, строить параллельно основному ходу от Урала и до Владивостока скоростную трассу-дублер не имеет смысла. И потому принято решение: существующую автодорогу М-53 «Байкал» – от Челябинска до Читы – реконструировать, расширять, строить скоростные обходы крупнейших городов. В этом году стартует сооружение обходов Канска (Красноярский край) и Усолья-Сибирского (Иркутская область). Начнется комплексное обустройство автомобильной дороги А-350 Чита – Забайкальск – граница с Китайской Народной Республикой.
А еще будут построены многочисленные участки на трассах «Лена» и «Колыма», реконструированы – на трассе «Уссури». Словом, планируется надежно (и безопасно!) связать европейскую часть страны с ее восточными районами (а эти регионы – между собой), а также нашим соседом и партнером – Китаем.
Транспортный коридор и отрезки
Перечень работ не включает в себя ряд перспективных проектов, которыми занимается госкомпания «Автодор». Новую программу деятельности компании до 2030 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал чуть раньше – в конце лета прошлого года. За указанный период «Автодор» помимо трассы М-12 должен построить и реконструировать 1,4 тыс. км магистралей, запуская в среднем по 175 км автодорог в год.
По словам председателя правления компании Вячеслава Петушенко, сейчас в портфеле больше десяти перспективных проектов. Среди них, например, строительство дублера дороги Джубга – Сочи и Юго-Западной хорды (Екатеринбург – Краснодар), реконструкция магистралей М-1 «Дон» и М-3 «Украина», КАД-2 в Ленинградской области… В результате в России будет создана опорная сеть скоростных автодорог протяженностью более 17 тыс. км, которая соединит 44 региона страны и позволит значительно сократить время на доставку грузов и пассажиров.
Так, от границы Белоруссии до границы Казахстана можно будет доехать на девять часов быстрее, путь от Екатеринбурга до Черноморского побережья займет на 11 часов меньше. Почти у 75% населения РФ повысится уровень мобильности, качество жизни и деловая активность. Но это в перспективе, а на 2024-й поставлены вполне конкретные задачи.
Во-первых, к концу года полностью достроить скоростную трассу М-12 «Восток» до Екатеринбурга – это более 1,8 тыс. км. В декабре 2023-го уже открыли участок от Москвы до Казани (810 км), и доехать, например, от столицы до Нижнего Новгорода теперь можно за четыре часа, а до Казани – за семь. Кстати, если действующий участок полностью платный, то на пути от Казани до Екатеринбурга платными будут только вновь построенные участки (таких примерно половина).
Во-вторых, уже летом будет полностью сдан северный скоростной обход Твери. Он соединит в единое целое два существующих участка скоростной трассы М-11 «Нева», и время поездки от одной столицы до другой сократится как минимум еще на час. Вообще же новая связка М-11 – ЦКАД – М-12, которая уже получила название «транспортный коридор «Россия», как ожидается, станет первой федеральной трассой по темпам развития автотуризма в нашей стране. И первой бессветофорной: от города Петра до города Екатерины их не будет вовсе. А разрешенная скорость на магистрали составит 110–130 км/час.
В планах «Автодора» на 2024 год есть еще как минимум три масштабных проекта. Это начало работ по реконструкции участков трасс М-1 «Беларусь» и М-3 «Украина» в Московской и Калужской областях, а также старт строительства обхода Адлера (в рамках создания нового скоростного шоссе от Горячего Ключа и до Сочи). Однако вести одновременно три таких сложных объекта будет непросто, и, видимо, придется делать непростой выбор.
Решение об очередности сооружения трасс будет принято в ближайшее время. Но, как мне кажется, самым проблемным пока остается путь на Сочи. Сейчас доехать на автомобиле до главного нашего курорта можно единственным способом: по федеральной автомобильной дороге А-147 (трасса М-4 «Дон» – Джубга – Туапсе – Сочи – Адлер – государственная граница с Абхазией). Ее протяженность составляет 217 км. Но этот путь – настоящее испытание для любого водителя, и очень повезет, если вы уложитесь в пять часов.
Главная трудность – постоянные серпантины. При этом, несмотря на введенные ограничения для грузового транспорта, на дороге очень высокий трафик, что сильно затрудняет проезд. Самый напряженный отрезок – от поселка Агой до Лазаревского, с резкими спусками, крутыми поворотами, подъемами и регулярными утренними туманами. Если идет небольшой дождь (а это здесь случается нередко), дорога становится особенно опасной. Про обгоны лучше забыть сразу: трасса узкая, извилистая, она буквально зажата между горами и прибрежной полосой.
Уже одобрено технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта трассы от Горячего Ключа до аэропорта Адлер, разработан и сам проект строительства первого участка – обход Адлера протяженностью 7,8 км (от микрорайона Кудепста до села Высокое). Строительство, надеюсь, начнется в ближайшее время, и тогда первый объект запустят через два года. Вроде всего-то восемь километров, но трасса будет проходить в условиях предгорья. На этом участке предполагается построить три моста (общей длиной 1,6 км) и два тоннеля (4,6 км). Расстояние можно будет преодолеть на авто буквально за пять минут, тогда как сейчас (особенно в часы пик) запросто можно застрять в пробке на улице Ленина (центральная магистраль Адлера) на час и более. В общем, ждем решения. И новую дорогу, которая позволит проехать от Горячего Ключа до Сочи не за семь часов, а за два.
Москва автодорожная
Для столицы прошедший год был успешным: ввели в строй проспект Багратиона и основную часть Московского скоростного диаметра, в общей сложности за 12 месяцев построили 115 км автодорог, 66 тоннелей, эстакад, мостов. В 2024-м, как пообещал мэр Москвы Сергей Собянин, в городе закончат формирование «нового дорожного каркаса».
Будет достроена 40-километровая Южная рокада, которая соединит «элитную» Рублевку и «пролетарскую» Капотню. Замкнется Московский скоростной диаметр (МСД), появится новый выезд из города в южном направлении. Завершится программа реконструкции развязок на МКАД (всего за 12 лет было обновлено в общей сложности 20 объектов). На строительство, ремонт и содержание дорог в ближайшие три года потратят почти 1,5 трлн руб. Но для главного мегаполиса страны это необходимо. Иначе город замрет в пробках.
А еще в этом году обещают завершить ряд проектов за границами Москвы. Достроят южную часть МСД: трасса пройдет тоннелями под МКАД и Симферопольским шоссе, потом соединится с дорогой Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе (это такой южный дублер МКАД). Всего столичные власти планируют построить в 2024 году 94 км дорог, 30 искусственных сооружений и 15 пешеходных переходов. Для этого в рамках городской программы развития транспортной системы на строительство, ремонт и содержание всей улично-дорожной сети в 2024 году выделено 431,5 млрд руб.
Старается не отставать и Московская область. В этом году откроют движение по новой хорде: 16-километровая трасса соединит Ярославское и Дмитровское шоссе (новый северный дублер МКАД; трасса будет платной). По этой дороге, например, можно будет доехать от Королева до Шереметьево за 15–20 минут. Вообще областные власти собираются открыть более 20 разных объектов протяженностью более 50 км, в том числе путепроводы в Раменском, Красногорске и Наро-Фоминске.
Оптимистичные планы и у федеральных структур на территории Московской области. Так, госкомпания «Автодор» к концу 2024-го закончит строительство скоростной дороги на западном участке ЦКАД между Можайским и Минским шоссе. Это позволит обойти Малые Вяземы и проехать по эстакаде над линией железной дороги Белорусского направления (сейчас там регулярно образуются пробки). А Росавтодор (Федеральное дорожное агентство Минтранса РФ) планирует к 2025 году снять одну из главных проблем трассы М-5 «Урал» – достроить обход поселка Октябрьский (с мостом через реку Москва).
Экологи против
Однако не все так оптимистично, как хотелось бы. Помимо нехватки рабочей силы и регулярно возникающих проблем финансирования есть еще и вопросы иного характера. Например, вечный спор с экологическим сообществом. Нет, конечно, до такого явного противостояния, которое мы видели 15 лет назад в Химкинском лесу, не дойдет, но многие проекты пока «подвисли в воздухе» из-за возражений защитников природы.
Недавно Экспертный совет по заповедному делу направил в Минприроды, Минтранс и другие ведомства письмо с предложением изменить строительные нормы и правила. Экологи предлагают строить дороги в заповедниках и на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) только в виде эстакад или туннелей. И вообще по возможности отказаться от строительства новых дорог, ограничившись лишь реконструкцией существующих. Предлагают и изменить скоростной режим на дорогах, если они пересекают особо охраняемые природные территории.
Предложения интересные, частично даже выполнимые, только, как мне кажется, не стоит на строительство дороги, которая может пройти по ООПТ, смотреть как на борьбу зла с добром. Да, природе будет нанесен ущерб (который по закону максимально компенсируют!). Но, с другой стороны, разве не больший ущерб природе наносят тысячи машин, которые, например, сегодня стоят в вечной пробке на Щелковском шоссе? Это я вспомнил про нерешенную (нерешаемую?) проблему со строительством дублера перегруженной подмосковной трассы – он частично может пройти по территории национального парка «Лосиный остров». Тут, честно говоря, абсолютно «положительного» решения нет, и надо искать компромисс, к которому далеко не все готовы.
Подобные же проблемы возникают и с проектом автомобильной и железной дорог, соединяющих курорты «Лагонаки», «Архыз» и Красную Поляну (в границах объекта всемирного наследия «Западный Кавказ»), планом строительства автомобильной дороги для нужд камчатского курорта «Три вулкана» и других.
Опасения экологов справедливы, но сегодня крупнейшие дорожно-строительные организации планируют, проектируют и строят автодороги с учетом всех требований экологической безопасности, рационального природопользования, сохранения естественных экологических систем и природных ресурсов. «Автодор», к примеру, с 2016 года возводит не только зверопроходы под трассами, но и экодуки – специальные, предназначенные только для животных мосты. А взамен каждого срубленного дерева по закону дорожники обязаны высадить не меньше трех в тех местах, где укажут сотрудники природоохранных организаций.
Новый пятилетний план дорожного строительства в России – довольно скучный документ большого объема, в котором разобраться неспециалисту нелегко. Но там, кроме десятков федеральных дорожных объектов, которые могут изменить жизнь целых регионов, есть и вроде бы не слишком важные региональные стройки.
Например, на 14 километрах дороги Р-21 «Кола» (Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск) в Карелии появится освещение. На двухкилометровом участке автодороги А-104 Москва – Дмитров – Дубна (41–43-й км) будет установлен акустический экран. На 87-м километре автомобильной дороги М-9 «Балтия» (Москва – Волоколамск – граница с Латвией) наконец-то построят новый надземный пешеходный переход. Таких объектов сотни, и все они очень нужны и важны.