У министра культуры России Владимира Мединского вышла новая книга, точнее, переиздание его исторического исследования «Война. 1939–1945. Мифы СССР». Называется книга теперь короче — «Война», она дополнена большим количеством иллюстраций — в основном фотографиями тех лет — и будет гораздо легче восприниматься современным читателем. До празднования 70-летия Победы осталось совсем немного. И этой публикацией мы начинаем рассказ об известных и неизвестных страницах одной из самых страшных войн.
Пожалуй, трудно найти большое историческое событие столь же мифологизированное, как Вторая мировая война. Причем речь идет о мифах разнородных, разнонаправленных. Ведь миф — это не обязательно ложь, тем более ложь злонамеренная. Возвеличивающие мифы соседствуют с мифами принижающими и уничтожающими.
Скоро — 70-летие Победы. И нет никаких сомнений, особенно на фоне последних политических событий в мире, что весь черный негатив, все домыслы, разбавленные удобными тем или иным силам фактами, выдернутыми из контекста истории, будут в очередной раз выплеснуты нам на головы. Разобраться в этом скопище мифов об одной из самых трагических и великих страниц нашей истории пытается Владимир Мединский. Он совсем не похож на тех авторов, которые склонны выгораживать одну сторону. В результате его рассуждения при всей полемичности получаются отнюдь не плоскими агитками, а как минимум попытками воссоздать объемную историческую картину. И если вы не согласны с его доводами, то воспользуйтесь советом издателей, который они вынесли в аннотацию книги: «Читайте. Думайте. Спорьте».
Автор сразу признается: о войне он писать не собирался: «С одной стороны, тема неподъемная, страшно даже подойти. С другой — не хотелось затрагивать болезненные вопросы самого недавнего прошлого. Не хотелось быть обвиненным в излишней пристрастности.» Он пристрастен и по вполне объективным причинам. Сложно оставаться беспристрастным, когда в каждой семье жива память о тех, кто не пришел с войны.
А сегодня эту память у нас пытаются отобрать и затереть реальность вымыслом. Вот эти мифы и «новую, удобную правду» Владимир Мединский и развеивает. Чтобы наши дети не сомневались и помнили, кто и за что воевал в той самой тяжелой войне. И почему мы спустя 70 лет отмечаем День Победы как один из самых главных праздников. Мы попробуем напомнить хотя бы об основных мифах, которые подробно разбираются в книге.
МИФ № 1
Этой книги могло бы и не быть.
Не потому, что не о чем было бы писать, а потому, что победи тогда Гитлер, не издавались бы книги на русском языке. А русские не умели бы читать. Да и не было бы, скорее всего, нас с вами. Это к тому, что невозможно оценивать происходившее во время войны по нашим сегодняшним меркам. Меркам страны, в которой начинает уходить первое поколение, никогда не видевшее войны.
МИФ № 2
Это придумали еще коминтерновцы. Мол, во время избирательной кампании в Рейхстаг 1932 года Сталин прямо запретил немецким коммунистам объединяться с социал-демократами.
В результате именно этого на выборах победили нацисты. Миф пришелся по душе и либералам-«перестроечникам», и «конспирологам» резун-суворовцам, и борцам за историческую правду из оксфордского филиала Лэнгли.
Поскольку сразу бьет по двум зайцам. Помогает, во-первых, уравнять СССР и Третий рейх, Гитлера и Сталина. Во-вторых, возложить на СССР ответственность за скатывание Европы в мировую войну. Одна беда: ну с чего вы взяли, что Сталин мог когда-либо управлять всеми германскими коммунистами? Добрая треть немецких коммунистов вообще ориентировались на Льва Троцкого, для них усач Джугашвили был ренегатом и предателем дела революции.
МИФ № 3
На стороне фашистской Германии воевали около 2 миллионов советских граждан. Как же смог Советский Союз победить в этой страшной войне, когда столько его же собственных граждан воевали против него?
Это миф. Давно уже документально подтверждено, что цифра сильно завышена. Но миф прижился и поднимается каждый раз, когда заходят разговоры и споры о войне.
МИФ № 4
Александр Матросов первым закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.
На самом деле, как и Гастелло, Матросов не был первым. В 1941-м подвиг «повторили» пять бойцов Красной Армии, в 1942-м —31, а в 1943-м (до Матросова) восемь. Таким образом, у Матросова было как минимум 44 предшественника. А вообще, за все время войны бросок Матросова на амбразуру совершили, по разным данным, от 200 до 400 человек.
Теперь о самом Матросове. Почему-то многим кажется, что если советская пропаганда что-то перепутала или приукрасила, так уже и самого подвига не существует.
Сообщается, что «Александр Матросов родился вовсе не в городе Екатеринославе, а в Башкирии, и настоящее его имя —Шакирьян Мухаметьянов. Отец его вовсе не погиб от пуль кулаков, а мать не умерла с горя. Мать Шакирьяна умерла в 1932-м, а отец сильно пил и не работал, поэтому мальчика отвезли в детдом».
Разве что-то меняется от того, что подвиг совершил башкир, узбек, грузин или еврей? Самое главное —подвиг был. А остальное, уж простите, не важные детали.
МИФ № 5
«Миллион русских воевали за Гитлера».
«Никогда не должно быть позволено, чтобы оружие носил кто-либо иной, кроме немцев. Даже если в ближайшее время нам казалось бы более легким привлечь какие-либо чужие, покоренные народы к вооруженной помощи, это было бы неправильным. Это в один прекрасный день непременно и неизбежно обернулось бы против нас самих. Только немец вправе носить оружие, а не славянин, не чех, не казак и не украинец» (Адольф Гитлер).
Однако и наши доморощенные нацисты, которым, видимо, нужны свои собственные «деды» и «победы», и т. н. «любители исторической правды» —все повторяют, словно символ веры: миллион русских воевали за Гитлера. Это уже практически всеми признано. Почему не 100? Сто — не получается: столько народу под оккупацией не было. Но если не 100 миллионов, так пусть будет хотя бы 80.
В общем, до 80 миллионов — в оккупации. Столько и было пособников. А что? Именно этот тезис муссировала немецкая пропаганда. Современные «борцы за историческую правду» нового ничего не придумали и лишь в разных формах этот тезис повторяют. Так сколько же? Генерал армии М. А. Гареев говорит о 200 тысячах пособников. Выверку по документам военного архива в Потсдаме (Германия) проводил Л. Репин. У него получилось, что служить в немецкую армию пошли 180 тысяч советских граждан, из них половина — военнослужащие. По современным немецким данным, число полицаев сходится: в начале 1943 года —от 60 до 70 тысяч… Данные не совпадают, но везде они в 5– раз меньше, чем этот ритуально-виртуальный «миллион вооруженных русских за Гитлера».
МИФ № 6
СССР ни в какой мере не был обязан победой союзникам. Даже пытаться говорить так — значит издеваться над исторической истиной.
Отдадим дань памяти солдатам союзников. Свои жизни за общее дело отдали 700 тысяч из них. Можно сказать, что наши потери сократились на это же число. Их подвиг и мужество — вне сомнений. Единственное, было бы неплохо, если бы и на той стороне помнили о нас. Но — безнадежно. Недалеко от Ниццы в мае 2010 года проезжаю мимо памятника героям Второй мировой. У постамента развевается три флага стран-победительниц: французский, американский и английский. И флагштоков установлено изначально — тоже три. Память о русских, 27 миллионах русских, павших за их нынешнюю французскую свободу и сытую лазурную жизнь, даже и не предполагается.
МИФ № 7
25 мая 1945 года Сталин произнес тост «За русский народ!» Он продолжался полчаса и полностью размещен на следующий день в газете «Правда». Его маленькую застольную речь перед разгоряченными (всего был 31-й тост!) героями войны столько комментировали, столько насчитали в ней планов и программ, что добавлять ничего не надо. Здесь простая благодарность. Простая гордость за свой народ. И столь редкое для вождей любого калибра, тем более прижизненного тирана-полубога Сталина, признание своей вины.
Если верить маршалу авиации Голованову, «Сталин жалел, что не родился русским, говорил мне, что народ его не любит из-за того, что он грузин. Восточное происхождение сказывалось у него только в акценте…».
Что еще было говорить Сталину, если в безвозвратных потерях Красной армии русские составили 66,4 процента? Почти шесть миллионов из 8,7 погибших советских солдат.
МИФ № 8
К моменту окончания боевых действий в Европе США пришли к выводу, что войну на Тихом океане им закончить не удастся, если не оккупировать Японию.
Практичные американцы все просчитали: для вторжения на Японские острова потребуется 7-миллионная армия. План должен был стартовать с высадки десанта морпехов в южной части острова Кюсю 1 ноября 1945-го. Американцы к тому времени воевали с японцами уже 3,5 года, хорошо их знали и в принципе неплохо понимали. Самые оптимистические расчеты показывали, что Японию удастся захватить только к концу 1946 года. Более серьезные аналитики называли 1947-й. И то — при удачном для США сценарии. По прогнозам многоопытного генерала Макартура, война могла бы продлиться еще 5–7 лет. Тогда Вторая мировая растянулась бы до 1952 года.
Из тупика на Тихом океане вашингтонские стратеги видели два выхода. Первый — вступление в войну России. Второй — бомба. Главным было продемонстрировать Сталину, кто теперь в мире хозяин. Наши планировали победить японцев за два месяца, а победили за месяц. Общие потери императорской армии, которая оборонялась, зарывшись в доты и дзоты, были в 20 раз выше, чем у нас.
ЦИТАТА
Владимир Мединский, министр культуры России:
- Это не новая книга, это та же самая книга «Война», которую я написал в 2009 году, к 70-летию начала Великой Отечественной. Я вообще уже два с половиной года никаких книг не пишу, я вообще ничего не пишу в силу естественного отсутствия времени. Но издатели сделали замечательную вещь. Они взяли книгу «Война. 1939–1945. Мифы СССР», подобрали иллюстрации, хорошие фотографии и предлагают в таком подарочном варианте.
Я читаю рецензии на свои книги, и если критика содержательная, то в обновленные издания вносятся правки. И эти отзывы и правки можно прочитать в новом издании этой книги. Я очень хочу написать книгу мифов и о Первой мировой, поскольку молодежь об этой войне знает еще меньше, чем о Второй мировой, и подобные пробелы в исторических познаниях, безусловно, не слишком-то хорошая характеристика для общества. Надо помнить, что не бывает альтернативной истории, советской истории, есть русская история. История — она одна.
ПРИЗЫВ ПРОТИВ ИСТОРИЧЕСКОГО БЕСПАМЯТСТВА
Сергей Арутюнов, историк:
- Владимир Мединский приобрел известность во многом именно как борец против мифов, окутывающих нашу страну и наш народ. Он уже выпускал книги, направленные против мифов о повальном русском пьянстве, об извечной русской лени, о прочих стереотипах и ярлыках, которые так любят навешивать на российский народ не только «доброжелатели» извне, но и мы сами. Очень важно, что автор сфокусировал наше внимание на Второй мировой войне. Тема этой войны проходит через всю мою прежнюю жизнь, а с прочтением данной книги оживились в памяти интересные факты, роль личностей.
Например, попытка объективно показать лидера СССР Иосифа Сталина — в данном случае у Мединского — закономерна и будет востребована молодым интересующимся читателем. Лично для меня эта книга Мединского — третий этап изучения войны в целом. В свое время «пройдя» программные мемуары военачальников той войны — Александра Василевского, Константина Рокоссовского, Николая Кузнецова, а затем коснувшись мнения писателя Владимира Карпова о войне в целом, не испытывал еще такого интереса к теме войны. Кто виноват в трагедии 1941-го? И наша Победа — неужели правы те, кто говорит, что она была напрасной?! Авторский взгляд на события прошедшей мировой войны из XXI века — призыв против исторического беспамятства.
Очень надеюсь, что на долгом пути к правде о войне 1939– 1945 гг. эта книга для многих станет новой точкой отсчета и своеобразным ориентиром в изучении военно-политических проблем прошлого.
Михаил Задорнов, сатирик:
- Погано, что из-за потакающих якобы правде, которая сочинена на Западе против нас и внедрена в наши средства массовой информации предателями, даже у нас в России уже есть такие, кто верит, что патриотизм русского народа — это советская пропаганда. Если так пойдет и далее, то скоро и у нас молодежь будет думать, что фашистскую Германию разгромили США с помощью Англии и французских партизан. А Советский Союз помог лишь тем, что оттягивал часть германских войск на восток.
Знаете ли вы, что уже ученики Латвии, Эстонии и Литвы в День Победы за освобождение своих стран благодарят американские посольства? То же самое сегодня происходит и в Чехии, Словакии, Венгрии и в других странах, которые были освобождены Советской армией. По всей Европе уверены, что если бы не США, то Германия их бы поработила.
А в Японии мне довелось слышать, как молодые люди утверждали, что будто атомные бомбы на них скинула советская авиация! Союзники открыли второй фронт только тогда, когда им стало понятно, что Советский Союз громит Германию на всех фронтах! И если немедленно не вмешаться, то Советская армия освободит всю Европу и от фашизма, и от фальшивой капиталистической демократии. И уже мало кто обращает внимание, что во многих освобожденных Красной армией странах стоят до сих пор памятники советским воинам-освободителям, а не американским.