Но так было далеко не всегда. Взлеты и падения, сплетни и слухи, разочарования, разбитое сердце — на звездном пути ее ждало множество испытаний. Было время, когда о Николь говорили в прошедшем времени: мол, была Кидман, да вся вышла. Как появилась на голливудском небосклоне благодаря Тому Крузу, так и жила в его тени. Сначала как миссис Круз, а после развода — как бывшая миссис Круз. Николь пришлось самой создавать свою актерскую судьбу. Она сумела стать уважаемой актрисой, а не просто звездой на красных дорожках.
Николь родилась 20 июня 1967 года в Гонолулу, на Гавайях. У нее есть второе имя, полученное на острове, — Хокулани, что в переводе с гавайского означает Небесная звезда. Ее отец Энтони — биохимик, работал над диссертацией в Гавайском университете. Позже, вернувшись в родной Сидней, он начал специализироваться на клинической психологии и стал одним из самых уважаемых и известных в этой области ученых в мире. Мать Николь Джанелль — медсестра по образованию. Пока они жили в Америке, она работала секретарем мужа, на родине учила сестринскому делу, редактировала научные труды и книги супруга и активно участвовала в сообществе, созданном для помощи женщинам, попавшим в беду.
У Николь была такая тонкая белая кожа, что родители не разрешали ей проводить время на пляже под жарким австралийским солнцем наравне с другими детьми. Вместо этого она с трех лет занималась балетом, а еще читала книги, представляя себя на месте персонажей. Переиграла в своей комнате — днями и ночами — всего Чехова и считает, что именно любовь к чтению привела ее к актерству. Она никогда не считала себя хорошенькой — кудрявые рыжие волосы, веснушки на бледной коже, выше на голову всех сверстников. Николь была к тому же очень застенчивой, немного заикалась и совсем не пользовалась популярностью среди одноклассников. Зато она могла выйти на сцену школьного (а вскоре и городского) театра и, играя, чувствовать себя там абсолютно комфортно. Удивительно, но в те годы больше всего ее привлекала пантомима. Театр и актерство заменили ей все радости и развлечения, присущие подросткам.
Родители научили Николь смотреть на мир через «разные стекла»: видеть мир глазами других людей. С раннего детства они прививали Николь и ее младшей сестре Антонии (она стала популярной телеведущей в Австралии, потом поменяла журналистику на юридическую деятельность) любовь к культуре. Водили девочек в музеи, театры, художественные галереи. Мать, строгая и сильная женщина, всеми способами старалась, по словам Николь, «вытолкнуть дочерей из эпохи, в которой женщинам предписывалось только замужество и рождение детей». Она же поддержала 16-летнюю Николь, когда дочь решила бросить школу и посвятить себя театру. Раз она знает, чего хочет и в чем ее предназначение, мешать не нужно — ведь это редкий дар. Так мало людей способны, да еще в ранней юности, понять, к чему лежит их душа, и вкладывать в это страсть и силы.
К девятнадцати годам Кидман уже сделала себе в Австралии имя в театре и кино. Но настоящим прорывом стал психологический триллер «Мертвый штиль» — история о молодой замужней женщине, которую похищает жестокий психопат (его играл Билли Зэйн). Еще во время съемок было понятно, что этот проект наверняка привлечет внимание Голливуда и Кидман недолго пробудет в Австралии, и стоить будет намного дороже. И тогда один из продюсеров и автор сценария «Мертвого штиля» Терри Хейз поспешил предложить талантливой актрисе новую работу — главную роль в мини-сериале, который он сам для нее напишет. Кидман согласилась с одним условием: «Делайте что хотите, но вы должны выжать из меня как актрисы по максимуму». Так в 1989 году появился четырехсерийный драматический телефильм «Бангкок Хилтон», до сих пор любимый зрителями. Он держит в напряжении до самого финала, и в нем Кидман прошла настоящий тест на стрессоустойчивость. Еще долго у Николь не будет шанса сыграть такую гамму эмоций и продемонстрировать так ярко свой актерский талант.
Но, как и предсказывали Николь, ее пригласили в Голливуд на пробы в картину «Дни грома», где она познакомилась со своим будущим мужем Томом Крузом. Любовь на экране перетекла в любовь в реальности. Головокружительный роман Николь с голливудской звездой завершился тайной свадебной церемонией в канун Рождества 1990 года в маленьком городке штата Колорадо.
Тут-то и начались серьезные проблемы. Кидман не хотели воспринимать всерьез ни режиссеры, ни журналисты, ни критики. Ведь она была замужем за Томом Крузом! Каким бы успехом ни пользовались фильмы с ее участием, всех интересовало только одно: каково это австралийской старлетке оказаться в самом эпицентре славы в качестве миссис Круз. И хотя сам Том всячески уверял, что они равные и равноценные партнеры, на Николь смотрели как на приложение к звездному мужу.
«Николь — величайшая характерная актриса с внешностью кинозвезды», — точно подметил режиссер фильма «Далеко-далеко» (второй совместный проект Кидман с Крузом) Рон Ховард. И она упорно выбирала рискованные роли, не желая идти по проторенной дорожке и становиться «американской любимицей», услаждающей зрителей в романтических комедиях: «Я характерная актриса, и меня учили именно этому. И это то, что я хочу делать. Я не слишком хорошо умею играть саму себя и наибольшее наслаждение и удовлетворение получаю, превращаясь в кого-то совсем другого».
Первой работой в амплуа характерной актрисы в ее голливудской карьере стала роль аморальной социопатки, жаждущей славы. Николь снялась в черной комедии «Умереть во имя», зло высмеивающей голливудское помешательство на звездности. На эту роль пробовались тогдашние ведущие актрисы — Мег Райан, Патрисия Аркетт и Дженнифер Джейсон Ли, но Николь, узнав телефон режиссера Гаса Ван Сента, сама позвонила ему и буквально вырвала у него согласие взять именно ее. Тому Крузу она запретила появляться на съемочной площадке — его присутствие где бы то ни было всегда отвлекало людей.
Они оба недооценили силу этого внимания к себе. Николь была слишком наивна, чтобы понять, как изменит не только ее жизнь, но и карьеру «звание» миссис Круз. Даже ее старая знакомая австралийский режиссер Джейн Кэмпион — Николь познакомилась с ней еще в Сиднее в театре — сначала категорически отказалась отдать ей роль в своем новом (после «оскароносного» фильма «Пианино») проекте «Портрет леди», посоветовав «получше заботиться о своем таланте».
И все же Николь добилась своего — Кэмпион дала ей роль. Это были крайне тяжелые съемки. Кидман играла свободолюбивую, но наивную героиню, живущую в XIX веке. Она отказывает выгодным женихам, но в результате оказывается во власти жестокого деспота. Кидман часто срывалась и плакала из-за излишней требовательности режиссера и в конце концов слегла с диагнозом «эмоциональный стресс». Фильм «Портрет леди» вышел после блокбастера «Бэтмен навсегда» с Николь и Вэлом Килмером в главных ролях, но произвел куда больший эффект.
В 1992 году Круз и Кидман усыновили дочку Изабеллу, а в 1995-м — сына Коннора. Это лишь подогрело слухи и сплетни и заставило Николь еще реже выходить в свет: «Я чувствовала, что моя работа заключается лишь в том, чтобы появиться в красивом платье на красной дорожке. А я ненавидела выбираться из своей «раковины», потому что всегда была очень застенчивой. Тома это часто выводило из себя. Он не понимал, как можно стесняться даже завести разговор на обеде или вечеринке».
После успеха «Портрета леди» Кидман появилась с Джорджем Клуни в «Миротворце» и с Сандрой Буллок в «Практической магии». Но это были не те проекты, о которых она мечтала. Поворотный момент в ее жизни и, как позже выяснилось, карьере все же наступил. Николь уговорила мужа вместе сняться у легендарного режиссера Стэнли Кубрика. Это был фильм «С широко закрытыми глазами» — противоречивый психологический триллер, где супружеская пара проходит сложную одиссею выяснения отношений и сексуальных фантазий. Съемки длились 400 дней, Круз и Кидман подписали «открытые контракты», обязывающие сниматься столько, сколько потребуется. Кубрик мог делать по 100 дублей.
Во время съемок актерам пришлось сниматься обнаженными, ходили разговоры о сценах немыслимых оргий на площадке. Один из упорных слухов заключался в том, что на съемки якобы пригласили специалиста-психолога для того, чтобы научить супругов сексуальным премудростям. Николь и Том подали на таблоид в суд и выиграли иск по делу о клевете. В Америке часть чрезмерно откровенных сцен подверглась специальной компьютерной обработке.
Но несмотря на слухи о неладах в «королевстве» мистера и миссис Круз, объявление о разводе прозвучало как гром среди ясного неба. Как уверяла и по-прежнему уверяет Николь — для нее в первую очередь. Решение бросить жену по причине «неразрешимых противоречий» — стандартная и ничего не объясняющая формулировка — Круз передал Николь через своего адвоката. Через несколько недель после этого заявления Николь потеряла ребенка.
Никто и не вспоминал больше об «открытии» Николь Кидман и не обсуждал всерьез ее актерские достижения. Интересовало публику лишь одно — причины неожиданного разрыва. Круз на все вопросы давал странный и загадочный ответ: «Она знает, в чем дело». Николь, в то время вынужденной по контракту участвовать в рекламной кампании мюзикла «Мулен Руж», приходилось несладко — она снова и снова повторяла, что была абсолютно не готова к такому сюрпризу.
Одной причиной для развода называли приверженность Тома сайентологии — влиятельному и могущественному учению. В иерархии этой «церкви» Круз занимал высокую позицию. Еще его первая жена Мими Роджерс (он развелся с ней, повстречав Николь) винила друзей-сайентологов Тома в их разводе. Возможно, Кидман не оправдала доверие людей, которые надеялись, что Крузу легко удастся овладеть умом влюбленной девушки из далекой Австралии. Но Николь никогда не скрывала своего неприятия сайентологической веры, особенно после того, как у них с Крузом появились дети и Том собрался учить и воспитывать их в соответствии с чуждыми ей принципами. Еще одна наиболее популярная версия — участие в съемках картины «С широко закрытыми глазами», которое стало для супругов своего рода сеансом психоанализа и неприятных открытий.
Между тем еще до выхода этого фильма, ставшего своего рода пророческим, Николь начала сниматься в мюзикле «Мулен Руж» с Юэном Макгрегором. Австралийский режиссер Баз Лурман с трудом убедил продюсеров отдать роль порочной, умирающей от любви куртизанки актрисе, которую до сих пор многие считали Снежной королевой. Пробы длились 6 часов. Кидман впервые пела, танцевала и играла одновременно. И самое интересное, что Том поехал на эти съемки, проходившие в Австралии, вместе с ней — ведь это он в начале их брака решил не расставаться с женой больше чем на две недели.
И вот теперь Кидман умирала от любви на экране и в реальности. И ей, и ее героине досталось сочувствие публики. А еще Николь получила за «Мулен Руж» «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар». Очередной успех актрисы закрепился выходом на экраны в 2001 году загадочного психологического триллера «Другие» режиссера Алехандро Аменабара. В 2002 году самый популярный в Америке журнал назвал Кидман «самой красивой женщиной года». Развод с Крузом, болезненный и унизительный, чудесным образом придал карьере актрисы второе дыхание. «Догвилль» Ларса фон Триера, «Холодная гора» Энтони Мингеллы и, разумеется, фильм «Часы» Стивена Долдри, где Николь сыграла знаменитую английскую писательницу Вирджинию Вулф в момент ее безумия, славы и решения покончить с собой. Исполнение Николь было эксцентричным и захватывающим, она сама находилась в тяжелом психологическом состоянии, еще и поэтому была так открыта переживаниям своей героини. Тогда она уже понимала, что ее как магнитом притягивают роли, наполненные болью утраты и горем. «Печальная роль, печальная история, и я сама была в большой печали, в депрессии после ухода Тома. Но я спаслась. Может, даже этот самый нос, о котором тогда столько говорили, помог мне спастись...» — говорила Кидман об этой картине, где ей пришлось носить искусственный нос для того, чтобы придать схожесть с Вирджинией Вулф.
Когда Николь получала за эту роль «Оскар», у нее было смешанное чувство: «Cловно с хлопком открылась бутылка шампанского, и в то же время, когда все закончилось — церемония, поздравления, — я еще острее ощутила свое одиночество. Ведь у меня тогда не было того, что есть теперь. В такие моменты одиночество охватывает тебя, потому что оно попадает как будто под увеличительное стекло. Вот ты стоишь на сцене, такая успешная, а что потом? А потом приходишь в пустой дом и остаешься наедине со своими страхами. Этот период я бы охарактеризовала как время конфликта между профессиональным успехом и своим личным поражением. Очень надеюсь, что больше такое не повторится».
До встречи со своим соотечественником музыкантом Китом Урбаном Николь, по ее собственному признанию, словно «спала и лишь примеряла на себя маски своих героинь, не будучи в состоянии испытывать собственные эмоции». С Китом Николь познакомилась в Лос-Анджелесе в 2005 году на вечере, где чествовали знаменитых выходцев из Австралии. Сначала он не проявил к ней никакого интереса. Позже музыкант объяснил это своей неуверенностью и страхом, что Николь, в отличие от него принадлежащая к «высшей лиге», не обратит на него внимания. Общие знакомые изо всех сил пытались разубедить Кита. И в конце концов он осмелился позвонить Николь. С тех пор они бесконечно разговаривали по телефону из разных уголков мира, куда бросала Урбана его гастрольная деятельность, а Кидман — актерская. А через год, в 2006 году, они поженились в Сиднее в часовне с видом на Тихий океан.
И неважно, что Николь предупреждали, в том числе ее ближайшая подруга Рене Зеллвегер: не стоит иметь дела с музыкантом, тем более имеющим весьма сомнительную репутацию. Для нее Кит был самым обаятельным, мужественным, сексуальным и близким по духу мужчиной. С ним она почувствовала, что возвращается к жизни — впервые после развода. Хотя для некоторых ее друзей это был слабый аргумент. Ведь до Кита Николь уже пыталась завести серьезные отношения с другим музыкантом — Ленни Кравицем. Не говоря уже о флирте с Робби Уильямсом, миллионером Флавио Бриаторе и другими интересными мужчинами. И что же? Ничего из этого не вышло. А ведь, казалось, все было при ней — красота, талант, положение в обществе, огромные гонорары... Но только с Китом, упорно твердила Николь, она хочет прожить до конца и знать, что на ее могиле рядом с ее именем будет значиться и его имя. Это желание преследовало Николь еще с юности. Так она, по ее признаниям, рассчитывала закончить свою жизнь рядом с Крузом...
Однако брак, в который Николь снова погрузилась как в омут с головой, начался не слишком удачно. Через четыре месяца после свадьбы Кит оказался в реабилитационной клинике в Калифорнии — медовый месяц не избавил его от алкогольной и наркотической зависимости. Но Николь это не смутило. Она сделала все, чтобы муж согласился лечиться, навещала его каждую неделю — ровно столько раз, сколько было разрешено по правилам заведения, где побывало огромное множество голливудских небожителей. Сам он называет чудом тот факт, что их брак выдержал такое испытание. А Николь уверяет: «Настоящая любовь проявляется не только когда все идет по плану, но в большей степени во времена, когда все очень плохо». Что ж, муж не раз доказал ей это на деле. Например, когда в 2014 году умер любимый отец Николь, Урбан прервал концерт, сбежав со сцены, помчался в аэропорт и прилетел к ней первым же рейсом.
Так или иначе, но Кит с тех пор (а это было его третье по счету пребывание в клинике) вот уже 16 лет сохраняет трезвость и ведет здоровый образ жизни. И Николь по-прежнему считает, что встреча с ним — лучшее, что случилось с ней в жизни. Особенно ей это стало понятно к сорока годам, когда она обнаружила тот самый дефицит интересных ролей для актрис в возрасте. Вырисовывалась грустная перспектива в очередной раз спустить свою, казалось бы, сложившуюся карьеру под откос. Словно нарочно все фильмы с участием Кидман перестали иметь успех. Они или проваливались в бокс-офисе, или разочаровывали критиков. А лично она передвинулась в рейтинге самых высокооплачиваемых актрис мира с почетного второго места на четвертое. Во время съемок картины «Вторжение» Николь попала в автомобильную аварию, сломала несколько ребер и еще долго мучилась от сильной боли. А ее любимая сестра Антония развелась с мужем почти сразу после рождения их четвертого по счету ребенка. Единственное, что утешало Николь, — она по-прежнему была вместе с Китом. И сумела сама в 40 лет родить столь желанного ребенка — дочка Сандэй Роуз появилась на свет в 2008 году, а спустя 2 года с помощью суррогатной матери в их семье появилась еще одна малышка — Фейт Маргарет.
Кидман в то время всерьез думала о том, чтобы вообще отказаться от актерской работы, поселиться на ферме, растить детей, заниматься огородом и садом, выращивать овощи, розы и гардении. Но ее мать сформулировала мнение всех родных и близких Николь: «Ты не должна сдаваться». Кризис завершился тем, что Кидман решила создать свою собственную продюсерскую компанию. В то время ведущие голливудские актрисы еще не увлекались этим чисто мужским бизнесом — не то что сейчас. Она хотела не только восполнить недостаток качественных и интересных женских ролей, но и рассказывать не самые сладкие женские истории.
Все началось с покупки прав на роман «Кроличья нора» — истории о муже и жене, переживающих смерть сына. Автор любезно согласился написать сценарий, и на свет появилось первое детище Николь — малобюджетный фильм, который она спродюсировала и сыграла в нем главную роль.
Есть какая-то ирония в том, что в 2014 году, спустя несколько лет после того как Николь вновь изменила свою актерскую судьбу, ей опять начали пророчить закат карьеры. Вот уж воистину — мало кому приходилось столько раз доказывать свою «профпригодность». И это при том, что Кидман знают во всем мире, она работает больше всех вместе взятых голливудских актрис и сомневаться в ее способностях кажется абсурдом. Тем не менее провал (и у критиков, и у публики) долгожданного байопика «Принцесса Монако» о браке Грейс Келли и принца Ренье возродил тему провального брака самой Николь. Многим параллель казалась очевидной. Союз голливудской актрисы с принцем Монако и замужество Кидман за «королем Голливуда» — и в том и в другом случае все закончилось крахом.
Но Николь в который уже раз не собиралась сдаваться. И в 2016 году получила очередную номинацию на «Оскар» за роль матери в фильме «Лев» австралийского режиссера Гарта Дэвиса. В 2017 году вышли артхаусные картины «Убийство священного оленя» греческого режиссера Йоргоса Лантимоса и «Роковое искушение» Софии Копполы — и Кидман снова стали называть «королевой» экрана.
Но ни одна, пожалуй, роль не привлекла к ней столько новых поклонников, как роль Селесты из сериала «Большая маленькая ложь», вышедшего в тот же урожайный для актрисы 2017 год. Кидман специально летала в Австралию, чтобы лично договориться с Лианой Мориарти, автором романа, лежащего в основе «Большой маленькой лжи», и уговорить ее отдать права ей и Риз Уизерспун, с которой они решили продюсировать проект. Знаменитая австралийская писательница поставила Николь одно условие — главную героиню она сыграет сама.
С этой работы началось триумфальное восхождение Кидман в мир престижных телевизионных драм. Николь уже привыкли видеть в авангардных противоречивых картинах, и вдруг — обычная женщина в банальной, увы, ситуации домашнего насилия. Говорят, ситуация, через которую проходит героиня, очень помогла многим увидеть «красные флажки» в своих отношениях с мужчинами. Сколько раз она слышала от незнакомых женщин фразу: «Ой, только не рассказывайте, чем все закончится!» Но больше всего зрительницы хотели знать, что ее героиня испытывает, что чувствует, пройдя ад отношений с мужем-психопатом: стыд, страх быть разоблаченной подругами, чувство вины за себя и детей и даже чувство вины перед ним, монстром?.. Николь говорили: «Знаете, Селеста теперь мой лучший друг, потому что она попыталась выйти из отношений с мужем-социопатом, а ведь это очень сложно».
Кидман не раз плакала после этих разговоров... Мир жесток, но надо об этом говорить. Разве не ради того, чтобы рассказывать такие непопулярные истории, она и занялась продюсерством? Этот проект наделал столько шума, что сама Мерил Стрип буквально умолила Николь взять ее в игру во втором сезоне «Большой маленькой лжи».
Кидман не только бесстрашно бралась исследовать самые темные уголки человеческой природы, но и готова сниматься в сексуальных сценах, обнажаться перед камерой. Многие пытались сравнить степень безумия в «Большой маленькой лжи» с еще более безумными сценами в фильме «Убийство священного оленя». В нем героиня Николь изображает труп в супружеской спальне, чтобы «вдохновить» мужа. Пожалуй, такого еще и впрямь не было в истории кино, а не только в карьере Кидман. Но Николь твердо отстаивает свою позицию: «Секс — очень важная составляющая в отношениях, почему же не изображать это на экране?» Если это необходимая часть истории — она на это идет.
Во время съемок «Большой маленькой лжи» Николь отказалась от дублерши и после съемочного дня нередко возвращалась домой с синяками и порезами на спине. А как же на это реагировал муж? Кит впадал в отчаяние и даже пытался фотографировать и показывать ей, как выглядит ее спина. Но он знал, что жена просто не умеет работать иначе. Его забота — он обнимал ее и подолгу держал в объятиях — помогала перетерпеть не только физическую, но и душевную боль. Кидман уверяет, что он, сам будучи артистом, ее понимает и поддерживает. К тому же Кит слишком увлечен собственной карьерой и никогда не позволяет себе вмешиваться в работу жены. Не читает сценарии, смотрит фильмы и шоу с ее участием уже в полностью готовом виде, не задает вопросов о том, что происходит на съемочной площадке, и никогда там не появляется.
В еще одном сериале, «Отыграть назад», Николь сыграла успешного психотерапевта, оказавшегося в чудовищной ловушке, сотканной из лжи, измены и преступления мужа, не менее успешного хирурга-онколога. Его роль исполнил Хью Грант. История, леденящая душу, разворачивается в престижном районе Манхэттена, где, казалось бы, счастливо живет эта стильная и красивая пара. Долгой осенью 2020 года, когда бушевала пандемия, показ каждой серии «Отыграть назад» собирал у экранов телевизоров и отвлекал от проблем множество людей.
Впрочем, для Кидман процесс работы над проектом всегда намного важнее, чем реакция на него. Она должна идти вперед, искать истории, договариваться, вступать в творческие союзы с интересными ей авторами и актерами. Узнав, что за новым проектом «Скандал» — историей о харассменте на телеканале Fox News — стоит актриса и продюсер Шарлиз Терон, Николь сыграла в сериале роль одной из ведущих. Сюжет основан на реальных событиях, почти все герои — реальные персонажи.
Еще в одном мини-сериале, «Девять совсем незнакомых людей», Николь (все ее партнеры — изумительные актеры, но именно от нее невозможно оторвать глаз) играет загадочную русскую героиню Машу, хозяйку зловещего заведения, где клиентам с серьезными психологическими проблемами гарантируют «оздоровление», но вот какими методами — это другой вопрос.
У Кидман в работе множество проектов. Каким-то чудом она успевает успешно сочетать карьеру и счастливую семью. Может быть, оттого что она не слишком жалует светскую жизнь? Предпочитает все свободное время проводить на их с мужем ранчо в Нэшвилле, в далеком от Голливуда штате Теннесси, где испокон веку селятся и живут музыканты и композиторы со всей Америки. Девочки ходят в школу, Николь и Кит дружат с родителями их подружек и участвуют в школьных делах и заботах. Николь любит «заскочить» на концерт мужа, иногда он вытаскивает ее на сцену и они, не стесняясь, демонстрируют свою любовь. «Я очень глубоко погружена в свое замужество. Я воспитываю детей. Я — жена, мать и дочь. И это главное. Это моя «база», и она основана на реальной любви и реальных отношениях. Единственное, что я могу привнести в свою работу — эмоциональную правду и искренность. Но моя жизнь — это моя жизнь. И я имею право оставаться с ней наедине», — говорит Николь.
Возможно, Николь не кривит душой (как считают, увы, многие сплетники), утверждая, что счастливый и гармоничный брак с любимым мужчиной — источник и залог ее неиссякаемой красоты и бурлящей через край энергии. Кидман похожа на юную девушку, перед которой только открываются все пути и дороги. Прошлое осталось в прошлом. Сегодня Николь с истинным наслаждением принимает все, что дарит ей судьба.