Стремление всё в жизни делать на отлично культивируется буквально с первого класса. Растёт способный мальчик или умненькая девочка, и все близкие радуются его отличным оценкам, поддерживают желание ребёнка учиться как можно лучше, быть первым учеником, первой ученицей. Если этот ласковый «родительско-учительский террор» не уравновешивается противоположными соблазнами со стороны бесшабашных сверстников, то к моменту наступления отрочества наша отличница или наш отличник уже не могут учиться иначе как только на пятёрки. Он или она ощущает побуждение учиться наилучшим образом, только на отлично и никак иначе, уже как своё собственное. Ожидания и стимулы со стороны учителей и родителей превращаются в личные желания. Отличник осваивает навыки качественно и без особых усилий выполнять домашние задания, нарабатывает умения быстро схватывать суть нового материала прямо на уроке. Отличник демонстрирует высочайшую успеваемость по всем предметам. Когда случается оказаться неподготовленным, что бывает край не редко, отличник честно сообщает об этом учителю. Ведь надо быть честным. Это социально одобряемое свойство человека. И честная двойка скоро исправляется на честную пятёрку. Выйти к доске неподготовленным, списывать, ждать от кого-то подсказки, искать способ выкрутиться любым путём из тупиковой ситуации на экзамене, когда вообще нет представления о том, как правильно ответить, – всё это удел не отличника, а троечника.
Отличник ставит перед собой задачу подготовиться к ответу у доски, к экзамену, контрольной так, чтобы не было неприятных сюрпризов, чтобы досконально знать всё по теме. А если подготовиться не удалось, то и зачем браться за то, в чём не всё разъяснено, не всё предусмотрено, не всё подготовлено. Он хочет всё делать наилучшим образом – или уж вообще не делать.
Троечник живёт совсем иначе. Он постоянно выкручивается. Ему приходится решать задачи, отвечать на экзаменах, далеко не во всём разобравшись, не зная наверняка, как правильно. Иными словами, троечник получает в школе жизненный опыт действовать в условиях неясности, неопределённости, в ситуации нависающей угрозы провала, проигрыша, неудачи. И опыт переживания, эмоционального восстановления после неудачи, позора, провала у троечника огромный.
Такого опыта у отличника нет. Отличник убеждён, что знает, как и зачем надо жить, учиться и работать. А троечник ещё только ищет ответы на эти вопросы. Конечно, и отличник ищет свой путь в жизни, сомневается в чём-то, примеривается к тем или иным профессиональным траекториям. Однако внутренней свободы, подлинной независимости от оценок социума у отличника, как правило, меньше, чем у троечника. А лидер не нуждается во внешних оценках. Он сам готов ставить оценки другим. Зависимый от оценок отличник в большей степени ведомый, а не ведущий, поскольку подлинная власть одного человека или группы людей над другими предполагает, что эти другие нуждаются в оценках тех, у кого власть. Каждый из нас легко управляем теми, в чьих оценках мы нуждаемся.
Когда в жизни бывшего отличника возникнут неудачи, он с большим трудом будет переживать их, тяжелее будет восстанавливаться после них, не имея на то опыта. А ведь в реальной жизни у каждого из нас возникает огромное количество задач, которые не имеют ответа в конце учебника, про которые не найти единственно верных способов решения. Это задачи на преодоление жизненной неопределённости, задачи, которые к тому же возникают внезапно и требуют безотлагательного решения. Они не только не имеют наперёд заданного способа решения. Они отличаются не всегда понятным набором исходных данных. Более того, возможны ситуации, когда лучшим будет решение, явно неодобряемое окружающими. Такая неопределённость, преодолевать которую невозможно без риска провала, может довести отличника до депрессии, до отказа что-либо решать в подобных обстоятельствах.
Отличник во взрослой жизни осторожен и не рискует взвалить на себя ношу лидера: ему больше нравится быть советником, экспертом, аналитиком, специалистом. Он не в состоянии принимать решения в условиях нехватки и переизбытка, искажения или недостоверности информации, что прежде всего и выпадает на долю руководителя.
Преодолевая неопределённость
Иное дело троечник. Он с детства знает, что такое неудачи. Да, частенько он не мог решить какую-то задачу, но учился выкручиваться ради достижения цели, справляться с унижением перед одними социальными группами и компенсировать это через причастность к другим. Учителя осуждают, родители упрекают, сверстники поддерживают. Есть свобода выбора, на чьи оценки ориентироваться, а какими оценками пренебрегать. Было бы ради чего.
Такая школьная жизнь вынуждает троечника учиться быть гибким, внутренне независимым от социальных оценок и психологически устойчивым. А главное, троечник постоянно оказывается перед необходимостью решать задачи в ситуации нехватки информации, то есть при недостатке знаний. Так складываются условия, развивающие у троечника готовность, «не зная броду, лезть в воду», идти, подобно сказочному герою, «туда, не зная куда», то есть не бояться выходить за границы собственной компетентности, если есть на то резоны. Подобно Ивану-дураку, которому царь приказал прыгнуть в котёл с кипящей водой, троечник не факт, что «сварится». Особенно, если наш троечник, как тот Иван, оказался первым, кто решился на невероятное.
В сказке крестьянин Иван выпрыгнул из котла царевичем. А царь-отличник, проверивший на Иване работу волшебного котла, прыгнул вторым и сварился.
Это сказка про смерть аналитика, не готового рисковать!
Троечник рискует быть первым там, где никому в голову не пришло попробовать. Конечно, не всё в жизни складывается так, как в сказке.
Но «сказка – ложь. Да в ней намёк. Добрым молодцам урок».
Отличник боится влезать в новое дело, потому что тогда придётся хотя бы временно оказаться в роли дилетанта, а это для него очень трудно. Троечнику же не страшно выглядеть бледно, он легче переносит чьи-то невысокие мнения о нём, он в большей степени социально независим. Вот три основных качества, которые могут сделать троечника человеком успешным: внутренняя независимость от мнения окружающих, гибкость и наличие цели, ради которой он рискует.
Пример барона Мюнхгаузена
Отличник не может выйти за границы своей компетентности, потому что не может позволить себе решить задачу неправильно.
Единственный выход – пожертвовать ролью отличника. И это вполне возможно. Для начала стоит хотя бы осознать эту необходимость и попытаться выйти из-под власти привычной роли. Это непросто, но осуществимо. Тем более для человека, всегда отлично учившегося, а значит, с неизбежно хорошо развитым интеллектом. Тут впору вспомнить рассказ небезызвестного барона Мюнхгаузена о том, как он, вопреки всем законам земного тяготения, вытащил сам себя, сидящего верхом на коне, из болота, в котором тонул. Ерунда, конечно, на первый взгляд. Но лишь на первый. Ведь это метафора. Болото – это социум, который засасывает, навязывая правило «не высовывайся». Конь – соблазны, страсти, сиюминутные порывы.
А всадник – человек, преодолевающий во имя своих целей и свои страсти, и тиранию социума, не опасаясь осуждения последнего. Конечно, если начать размышлять о таких вещах, найдётся множество уважительных причин не тащить себя за волосы из болота. Но если осознать, к чему может привести страх неудачи, то найдутся силы первым прыгнуть в кипящий котёл.
- Первое, что должен сделать отличник, – как бы раздвоиться и посмотреть на себя со стороны, поговорить с самим собой. Для этого очень подойдёт дневник. Перечитав свои старые записи, отстранившись, попытайтесь понять, как вы живёте и как хотите жить.
- Более простой вариант – рассматривание старых фотографий. Вот какой я была (был) когда-то, не такая (не такой), как сейчас. Что я тогда хотела (хотел), о чём мечтала (мечтал)? Почему у меня это не получилось? Что я предприму сегодня, сейчас для продвижения к желаемому будущему?
- Второй путь – диалог с кем-то о себе. Лучше, если собеседник будет профессионально консультирующим психологом. Попробуйте вместе поразмышлять, где вы хотите себя реализовать, на что для этого нужно решиться, чем пожертвовать, от чего отказаться.
- Третий путь похож на первый. Начните задавать самому, самой себе самые разные вопросы: что хочется делать в жизни прямо сейчас такого, что может привести к желаемому результату, желанному будущему? Что я никогда себе не позволю делать? Что и как я буду делать в жизни непременно, поскольку не могу этого не делать по своим внутренним убеждениям? Что хочется попробовать начать? Что этому мешает?