В 2024 году накопление остатков средств на счетах региональных бюджетов в Федеральном казначействе и на депозитах в банках замедлилось до минимальной отметки в 1%, а без учета Москвы тренд и вовсе сменился на снижение — финансовая подушка сократилась в 58 регионах. Об этом говорится в обзоре «Региональные бюджеты в 2025 году: риски снижения ликвидности», подготовленном «Эксперт РА» (есть у РБК).
Учитывая, что на 2025 год субъекты закладывают снижение доходной части почти на 4%, накопленные за предыдущие периоды остатки на счетах будут играть «крайне важную роль», предупреждают аналитики.
Региональные остатки — это источники финансирования дефицита бюджетов субъектов, заявили РБК в пресс-службе Минфина. Снижение остатков может означать использование их регионами как при снижении доходов, так и при финансировании новых расходных обязательств. «Отсутствие остатков средств бюджетов или их снижение само по себе не означает обязательного роста долга или объема финансовой поддержки [со стороны федерального бюджета]», — указали в ведомстве.
Почему сокращается финансовая подушка?
По итогам 2024 года остатки средств на счетах региональных бюджетов составили 2,86 трлн руб. — на 1% больше, чем в 2023 году, согласно оценке «Эксперт РА». В значительной степени позитивную динамику обеспечила Москва (на нее приходится 42,6% всех остатков). Без учета данных по столице финансовая подушка региональных бюджетов сократилась на 19% — с 2 трлн до 1,62 трлн руб.
При этом в относительном выражении — в сравнении с запланированными расходами на текущий год — остатки сократились и с учетом Москвы. Так, cоотношение объема остатков на счетах всех региональных бюджетов по состоянию на 1 января 2025 года и утвержденных расходов на 2025 год составило 12,6% — на 0,5 п.п. ниже, чем годом ранее.
«Негативная динамика остатков в большинстве субъектов по итогам 2024-го связана с дефицитным исполнением бюджета — 50 из них закончили год с дефицитом и погашением части накопленного долга», — указывают в «Эксперт РА».
Для погашения прошлых долгов регионы более активно использовали короткие банковские кредиты, но и остатки на счетах тоже были задействованы, так как в текущих условиях заимствования на рынке стоят «крайне дорого», говорится в обзоре. Из 39 регионов, имевших облигации на начало предыдущего года и частично или полностью их погасивших, заново разместили бумаги только шесть.
Снижение остатков в условиях сверхвысоких процентных ставок может как свидетельствовать о качественном управлении финансами, нацеленном на эффективное управление бюджетными средствами и экономию на обслуживании долга, так и говорить о нехватке доходов для осуществления необходимых расходов, отмечает главный экономист Института экономики роста им. П.А. Столыпина Борис Копейкин.
Минфин России всегда отмечал, что остатки на счетах региональных бюджетов — важный ресурс, который формально является источником финансирования дефицита, указал директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. При этом сам вопрос целесообразности накопления остатков эксперт назвал философским: с одной стороны, в условиях высоких ставок по депозитам коммерческое размещение остатков позволяет регионам получить дополнительный доход, но с другой — финансовые ресурсы должны направляться региональными властями на общественно значимые расходы, будь то инвестиционные проекты, выплаты населению или нечто другое. «Я бы выступал за то, что, наоборот, остатки стоит как можно скорее расходовать», — указал Климанов. В 2024 году доходы регионов от размещения свободных средств достигли рекордных 596 млрд руб.
В каких регионах снизился запас прочности?
На сегодняшний день налицо «серьезные различия в запасах прочности по регионам», указано в обзоре «Эксперт РА». Например, для отдельных субъектов 2024 год выдался «крайне сложным», и им пришлось значительно сократить бюджетные остатки. Уровень финансовой подушки Кемеровской области по состоянию на 1 января 2025 года относительно расходов планового 2025 года снизился сразу на 26,2 п.п., или на 78 млрд руб., — это максимальное сокращение среди всех субъектов.
«Кемеровская область потратила практически все остатки средств на счетах для финансирования дефицита бюджета, образовавшегося в результате падения налоговых и неналоговых доходов (из-за снижения цен на уголь, сокращения спроса со стороны Китая, ограничений объемов отгрузки в условиях введения санкций)», — отметили в «Эксперт РА».
Значительно — на 18,6 п.п. — снизилась доля остатков в расходах планового 2025 года в бюджете Вологодской области. В рублевом выражении сокращение запасов составило 32,8 млрд руб. Регион потратил почти половину остатков средств на счетах на фоне роста расходов бюджета более чем на 26% и параллельного снижения доходов на 1,5%, указывают аналитики «Эксперт РА».
Еще в пяти регионах — Краснодарском крае, Новгородской, Тюменской, Тверской, Липецкой областях — размер остатков относительно запланированных трат снизился в диапазоне 8–8,6 п.п.
Как пояснили РБК в «Эксперт РА», сокращение бюджетных остатков на Кубани связано с опережающим ростом расходов в 2024 году (+5,7%) при более скромном росте доходов (+0,6%). При этом в структуре доходов снижение продемонстрировали налог на прибыль — на 13,3% и безвозмездные поступления — на 15% (из них трансферты из федерального бюджета сократились на 20%, а безвозмездные поступления от госорганизаций — в три раза). Схожая ситуация сложилась в Липецкой области, где доходы увеличились на 3,6%, но расходы выросли в разы больше — на 23%.
В Новгородской области снижение уровня остатков также произошло на фоне значительного сокращения доходов — они упали более чем на 10%, в том числе поступления от налога на прибыль — более чем на 40%. В Тюменской области поступления сократились на 8% при росте трат на 9,5%. А сокращение подушки безопасности Тверской области было связано с погашением бюджетных кредитов — бюджет региона оставался профицитным в 2024 году, отметили аналитики.
При этом, по оценкам «Эксперт РА», остатками в размере менее 0,1% утвержденных на плановый год расходов по состоянию на 1 января 2025 года располагали десять регионов. Среди них — Иркутская область, Ингушетия, Калмыкия, Омская и Магаданская области, Ярославская и Волгоградская области. А менее 10% показатель составлял для 54 регионов.
Чьи остатки выросли?
Показатели ликвидности 25 регионов стали выглядеть позитивнее в последний год, констатируют в «Эксперт РА». Так, наибольший объем остатков средств на счетах по итогам 2024 года относительно утвержденных на 2025-й расходов образовался в Ненецком автономном округе — почти 34%.
Более чем половина из них была накоплена по итогам 2024 года в результате профицитного исполнения бюджета, отмечают аналитики. Для Ленинградской, Смоленской и Липецкой областей объем остатков составляет более 30%, а еще в восьми регионах остатки находятся в диапазоне от 20 до 30%.
Ненецкий автономный округ стал лидером и по приросту объема остатков относительно утвержденных расходов — показатель увеличился за год на 17,3 п.п. Значительное увеличение остатков произошло у Оренбургской области — +9,6 п.п., а также у Крыма — +9,1 п.п. Впрочем, для последнего значительную роль в выполнении расходных обязательств играют межбюджетные трансферты из федерального бюджета, обращают внимание аналитики. Среди регионов с наиболее высокой бюджетной автономией (доля собственных доходов превышает 90%) наиболее существенно нарастили остатки Ленинградская область (+8,1 п.п.) и Москва (+6 п.п.).
При этом наличие остатков и управление ими позволили регионам заработать в 2024 году рекордные 0,6 трлн руб. (в 1,8 раза выше уровня 2023-го), указано в докладе. Без учета Москвы показатель составил 390 млрд руб. На фоне высокой ключевой ставки доходы по этой статье выросли в 66 регионах, а в 69 субъектах они как минимум превысили расходы на обслуживание долга. Эксперты отмечают, что если на начало 2025 года на счетах Федерального казначейства та или иная сумма была у всех регионов, то остатками на банковских депозитах располагало только девять субъектов.
«Это регионы с повышенной бюджетной автономией, причем данные субъекты отдают приоритет именно депозитам: у каждого из них не менее половины остатков хранится на депозитах, в том числе у пяти (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Ленинградская и Сахалинская области) депозиты занимают более 80% остатков», — отметили в «Эксперт РА».
Сохранят ли регионы устойчивость в 2025 году?
В дальнейшем сохранение ликвидности региональных бюджетов на текущих уровнях будет «под вопросом», полагают в «Эксперт РА».
«Анализ утвержденных бюджетных параметров на текущий финансовый год традиционно показывает достаточно консервативные результаты: все регионы, за исключением четырех, предварительно закладывают дефицит бюджета (агрегированный дефицит около 1,9 трлн руб., или около 9% от доходов), который потенциально на 40% может быть покрыт остатками средств на счетах», — оценили авторы обзора.
Если учитывать заявленные цифры, объем остатков на счетах по итогам 2025 года может сократиться с 2,9 трлн до 2,1 трлн руб., прогнозируют аналитики, впрочем, отмечая, что фактические результаты почти всегда позитивнее (например, в 2024 году фактические доходы регионов более чем на 6% превысили запланированные). Многое будет зависеть от результатов Москвы, а кроме того, от реализации относительно гибкой расходной части бюджетов в виде расходов капитального характера (их доля превышает 13%, при этом именно их всегда сокращают в первую очередь в кризисных ситуациях). В позитивном сценарии уровень остатков может составить 2,7 трлн руб., считают в «Эксперт РА».
Данные о дефиците в 2025 году в размере 1,9 трлн руб. приведены исходя из принятых региональных бюджетов, пояснили в пресс-службе Минфина. Вместе с тем данные на основе анализа бюджетов и исходя из практики исполнения показывают, что реальный дефицит консолидированных бюджетов субъектов существенно снижается к концу отчетного года по сравнению с запланированными показателями, указали там.
В сфере региональных бюджетов следует отметить систематические отклонения как в большую сторону фактических доходов субъектов от плановых значений, так и в меньшую сторону для расходной части, говорит эксперт ЦМАКП Эмиль Аблаев. «Агрегированный дефицит региональных бюджетов в 2025 году составит указанные почти 2 трлн руб. только при очень плохом сценарии, в котором происходит значительная разбалансировка всей бюджетной системы России», — отметил он.