«Когда в нашей молодой семье появился второй ребенок — отношения стали напряженными, — пишет на своей странице в «Фейсбуке» экс-главред «Большого города» Катя Кронгауз. — Во-первых, Яша все время плакал. Во-вторых, Илья Красильщик (муж Кати, тогда еще главный редактор «Афиши») хотел в кино. Когда дело дошло почти до развода, Илюша написал в «Фейсбуке», что нам нужна бебиситтер». На помощь пришла студентка Настя. Благодаря ей молодым журналистам удалось сохранить семью, посетить киноновинки и напиться на нескольких вечеринках. Когда бебиситтер переехала в Питер, в голове у Кати созрел план создать школу Kidsout (его девиз: «Свобода на час»).
Оговоримся сразу: бебиситтер — не няня, он обеспечивает кратковременный уход за ребенком. К примеру, когда мама не успевает отвести его на занятия по рисованию, когда ей нужно поспать пару часов днем, пока дети играют в песочнице, сделать маникюр или провести с мужем культурный вечер. Для того чтобы стать бебиситтером, не нужно иметь специальных навыков и опыта.
«Мне, как тридцатилетней маме, психологически комфортнее иметь дело с людьми младше меня: рассказывать им о порядках, критиковать, — объясняет Катя. — Кроме того, у молодых ребят больше шансов не иметь устоявшихся советских представлений о том, как нужно себя вести с детьми. Научить человека проще, чем переучить. Бебиситтер любит играть с детьми, он не профессионал, для которого ребенок — единственный источник заработка. Дети чувствуют разницу между взрослой женщиной и девочкой-искусствоведом. Я мать, и мне приятно осознавать, что, когда меня нет дома, мои дети получают удовольствие».
Школа бебиситтеров — уникальный проект, не имеющий аналогов в мире. На Западе существует студенческая культура: там принято, чтобы тинейджер или студент присматривал за ребенком и получал за это деньги на карманные расходы. Мои друзья в России (разных возрастов), когда я сообщаю им, что сижу с полуторагодовалым малышом, недоуменно восклицают: «Да как они могут оставить своего ребенка с незнакомым человеком!» Задача Кати — привить культуру «бебиситтинга».
Разорвать шаблоны
Главная проблема, с которой столкнулась Катя, — это страх перед неизвестностью и отсутствие доверия. Пока мир раздвигает границы и объединяется с помощью всевозможных сетей, в России по-прежнему относятся с опаской к сервисам, основанным на доверии. «Мы придумали все, чтобы родителям захотелось воспользоваться нашим сервисом. Им остается сделать только одно допущение: мир не так враждебен», — говорит автор проекта.
Принцип функционирования сайта Kidsout.ru таков. Родители через свой аккаунт в «Фейсбуке» заходят на сайт, где размещена база бебиситтеров, — просматривают анкеты, изучают рейтинг бебиситтера (количество отработанных часов с одной семьей) и его профайлы в социальных сетях. В современном мире, по словам Кати, страница в «Фейсбуке» говорит о человеке больше, чем его медицинская карта или паспорт.
«Мы категорически не рекомендуем оставлять детей с тем, кто вызывает подозрения. У нас даже предусмотрена опция на этот счет: бесплатное знакомство. Родитель может позвать бебиситтера в кафе, чтобы понаблюдать за ним, — и только потом оставить его наедине с ребенком. Мне иногда звонят и спрашивают, проверяем ли мы прописку у бебиситтеров. Но она же не дает никаких гарантий! Я, например, не считаю, что москвичи любят детей больше, ведут себя более воспитанно или ответственно, чем ребята из Воронежа или Питера», — говорит Катя.
Выпускники школы бебиситтеров помечены на сайте звездочкой. Они проходят специальный отбор: телефонное собеседование и двухдневную школу, когда за ними наблюдает психолог. Бывали случаи, когда ребята не проходили отбор или по окончании школы отказывались от дальнейшего участия в проекте.
Просмотреть анкеты можно бесплатно — достаточно войти на сайт через свой аккаунт в «Фейсбуке». Для того чтобы пригласить понравившегося бебиситтера в гости (получить его контакты) — нужно оформить подписку (она стоит 299 рублей в месяц). Сейчас в базе Kidsout около 4 тысяч родителей и 130 бебиситтеров. Но, по словам Кати, спрос на услугу бебиситтинга большой. Уже в этом году она планирует открыть отделение в Санкт-Петербурге.
Обучить за два дня
Занятия в школе для бебиситтеров проходят два дня (по выходным, но с утра до вечера). Программу ведет Андрей Матвеев, который учился у известного детского психолога Юлии Гиппенрейтер, а в период кампании по выборам мэра столицы тренировал волонтеров Алексея Навального (3500 человек).
«Я веду бизнес-тренинги, но никогда не брошу детско-родительскую тему, потому что для меня это источник вдохновения и развития», — говорит Андрей и вспоминает историю своего бебиситтерства. — Когда Гиппенрейтер направляла меня к детям, она говорила: «Ты сможешь у них чему-то научиться». Однажды мама 8-летнего мальчика, с которым я периодически сидел, попросила меня заняться с ним английским языком. Мы играли в компьютерную приставку, которая начинается с заставки (голос за кадром произносит шепотом: «Challenge everything»), и я спросил его, знает ли он перевод этой фразы, — «Брось вызов всему». На что мальчик мне возразил: «Нет, вызов нельзя бросить шепотом. Он говорит вполголоса, чтобы мама не услышала, — играй каждый день». Общение с ребенком, по словам Андрея, развивает креативность и позволяет отказаться от ограничений. Главное — быть вместе с ним, а не рядом.
За два дня Андрей не может полностью научить бебиситтера общаться с ребенком (нужен врожденный базис — особое отношение к детям), но может подготовить его к разным ситуациям. «К нам не приходят люди, которые не любят детей или их боятся. Наши ученики публичны и не станут за 250 рублей в час портить себе репутацию. Кроме того, мы вешаем объявления о наборе в школу в лучших вузах Москвы, а не в метро или общежитиях для мигрантов», — отмечает он. По словам Андрея, особый запрос на мальчиков-бебиситтеров существует в семьях, где ребенок обделен мужским вниманием.
«У нас был случай, когда женщина готова была забрать бебиситтера-мальчика в Италию на летние каникулы, — только бы не разлучать его с детьми. Одна богатая мама, когда наблюдала за тем, как я играю с ребенком, и вовсе говорила: «Да вы хорошо устроились: занимаетесь любимым делом и получаете за это деньги. Даже я не могу себе это позволить», — вспоминает автор программы для школы бебиситтеров.
Что вы делаете сегодня вечером?
В школу бебиситтеров приходят разные люди. Так, например, моряк Митя вырос в семье из 10 детей и ищет себе занятие на каникулы; рекламщица Ира из «Вышки» не умеет обращаться с детьми — ее в проект направила тетя, с ребенком которой ей приходится иногда сидеть.
Студентка журфака МГУ Настя — бебиситтер со стажем, работает координатором Kidsout. 80% звонков на ее мобильный телефон начинаются с фразы: «Что вы делаете сегодня вечером?» — «Я всегда хотела присматривать за детьми. Просто до возникновения сервиса мне было неловко писать об этом незнакомым людям. Теперь некоторые родители ждут, когда у меня освободится вечер, чтобы оставить своего ребенка со мной и пойти в гости», — говорит она.
В школе бебиситтеров рассказывают, как должно проходить знакомство с ребенком и его родителями, как успокоить его, если он ложится на пол и бьет ножкой, что такое игры и занятия с детьми разного возраста, какие есть особенности поведения в чужом доме и техники безопасности. Одно из главных правил Kidsout — не привязывать ребенка к себе. Другое — уважать родителей и не вмешиваться в естественный образ жизни ребенка (к примеру, играть с ним в игры, которые он обычно играет). «Вы не обязаны быть ребенку другом, не нужно конкурировать с его мамой и папой, — наставляет будущих бебиситтеров Андрей. — К другу сложно применить правила и нормы. Как друга уложить спать или отвести на занятия по музыке, которые он ненавидит? Дружить надо осторожно».