За короткое время Манижа стала популярной исполнительницей. Но прежде всего популярной женщиной. Женщиной, о которой много говорят и которая с удовольствием говорит сама. Чем она понравилась публике? Ведь в отличие от многих других конкурсанток она не демонстрировала своих ягодиц и бёдер. Пела в красном комбинезоне. Её песню в YouTube прослушали 10 млн человек. И сам факт её выхода в финал конкурса говорит о том, что её манера исполнения и смысловой посыл задели многих. Простота и естественность её движений выгодно отличались от сексуальной манерности ряда других исполнительниц. Но главное в её пении, на мой взгляд, то, что она предлагала слушателям смыслы, тогда как другие – свой телесный товар.
Первые места заняли итальянцы и французы. Что вполне предсказуемо. Свои. Европейцы. А Манижа – таджичка. К тому же пела она на русском языке, и уловить смысл песни было непросто. Но несколько фраз она пропела на английском, и этого было достаточно, чтобы публика разгадала смысл её песенного послания.
Песня посвящена жизни женщин в России.
«Каждой русской женщине
необходимо знать:
Ты достаточно сильна,
чтобы пробить стену».
И далее, как припев:
«Не бойся, не бойся, не бойся».
Формально Манижа поёт о русской женщине, о её судьбе. Но по сути её песня – это обращение к женщинам мира. Своего рода женский манифест. Вот как сама Манижа объясняет смысл песни: «Она о трансформации самоощущения женщины в России за последние несколько столетий. Российская женщина прошла удивительный путь от крестьянской избы и фабричных цехов до полётов в космос. И никогда не боялась противостоять стереотипам, брать ответственность на себя».
Её судьба – судьба России?
Не удивлюсь, если некоторое время спустя после конкурса мы увидим Манижу в рядах российского, а может, и мирового феминистского движения. Основания для этого есть. Она ранее уже заявила себя как участник борьбы с домашним насилием и за права беженцев. Женское движение в России, несмотря на длительную историю, сегодня находится в полусонном состоянии. Об этом мало говорят и мало пишут. Власть не поощряла и не поощряет независимое женское движение, вероятно, опасаясь, что его будет сложно контролировать и что оно может стать независимой политической и моральной силой. У нас практически нет исследований об эволюции образа женщины в стране. Свои представления об «образе женщины» мы до сих пор черпаем из классической литературы. Восторгаемся пушкинскими, тургеневскими, толстовскими и чеховскими женщинами, часто не отдавая себе отчёта в том, что эти идеальные образцы русских мечтательниц обитали в узкой среде дворянских усадеб и весьма условно отражали реалии женского мира России. Нужно было дождаться Достоевского, а затем Горького, чтобы приблизиться к пониманию того, что такое «русская женщина» и как её судьба связана с судьбой России.
Русский феминизм
Феминизм начал складываться в России в середине ХIХ в. не как политическое движение, а как стремление городских женщин получить доступ к образованию и к труду. Первый прорыв женщин в политику произошёл летом 1917 г. при Временном правительстве, которое предоставило женщинам всю полноту избирательных прав. Однако эйфория длилась недолго. Пришедшие к власти большевики, хотя формально и сохранили это право, на практике весьма негативно относились к независимому женскому движению, считая его буржуазной прихотью. Их проект состоял в мобилизации женщин (естественно, под идейным руководством партии) на трудовые подвиги во имя строительства нового общества. Вместо тургеневских и чеховских девушек, мечтавших под сенью вишнёвых садов о «небе в алмазах», героинями страны становились Анка-пулемётчица, женщины-комиссары, а позднее ударницы социалистического труда: ткачихи, доярки, трактористки, водители трамваев и, конечно же, постоянные участницы первомайских демонстраций – спортсменки. В первые годы советской власти наше законодательство в отношении прав женщин даже опережало Западную Европу. Была упрощена процедура разводов, разрешены аборты, уравнены имущественные права, бракосочетание стало необязательным.
Была поставлена задача максимального вовлечения женщин в производство и строительство. Во имя этого начала создаваться обширная сеть яслей, детских садов, на предприятиях с преимущественно женским трудом были созданы условия для кормления детей грудью. Кадры советской кинохроники тех лет широко показывали, как женщины работают укладчицами шпал на железных дорогах, стоят за токарными станками, укладывают асфальт. Всё это преподносилось как «политика эмансипации».
Идеи женского равноправия поддерживал Лев Троцкий, и, возможно, именно поэтому Сталин, выслав своего главного противника из страны в 1929 г., начал ревизию политики женской эмансипации. В 1930 г. он объявил, что в стране окончательно решён «женский вопрос». Были ликвидированы остатки женских организаций, которые поддерживала жена Ленина Н. Крупская. Вновь ужесточилось брачное законодательство, запретили аборты, свернули разговоры о сексуальной свободе. Вместе с тем в СССР стал широко обеспечен доступ женщин к образованию и трудоустройству. Но это создало новые проблемы: они стали меньше рожать. Столкнувшись с проблемой падения рождаемости, Сталин распорядился прекратить производство противозачаточных средств. В результате резко возросло число подпольных абортов.
Но самая большая в русской истории беда настигла женщин в годы войны 1941–1945 гг. Им пришлось замещать ушедших на фронт мужчин на фабриках, заводах и полевых работах. Война унесла жизни 27 млн человек. Гибли или становились калеками в основном мужчины. Что это означало для женщин? Они оставались без мужей¸ девушки – без женихов, без возможности создать полноценную семью. Детям, рождённым до войны, приходилось жить без отцов. Все тяготы жизни легли на женские плечи. Но русская женщина вынесла и это. Так же как сегодня выносит напасть нового времени – бедность.
Именно об этом песня Манижи «Русская женщина». И её призыв: «Не бойся! Ты достаточно сильна, чтобы пробить стену». Спасибо, Манижа, что напомнила стране о русской женщине.