Три предыдущие победы кряду — две над «Туном» и над «Ахматом» — могли говорить о завершившемся спартаковском кризисе, но, даже несмотря на восемь голов, не позволяли сделать окончательный вывод о рождении нового «Спартака». Разве что в Грозном игра была цельной, а победа — безоговорочной; в обеих же встречах со средней швейцарской командой красно-белые прошли почти по канату над пропастью.
И первый тайм дерби с ЦСКА, для хозяев «Открытие Арены» боязливый, невнятный и полный ошибок, подтверждал те сомнения. Да, на табло — 0:0. Но когда на пять твоих ударов приходятся одиннадцать выстрелов соперника, когда счет по угловым — 0:4 в пользу гостей, а по владению мячом — 42 процента на 58, вряд ли приходится обольщаться насчет качества твоей игры. Уровень соперника, казалось, высветил сырость только что собранной команды — «Спартак» под армейским прессингом и из обороны-то толково никак выйти не мог.
Разве что минимальный перевес ЦСКА по ударам в створ — 2:3 — свидетельствовал о неконкретности всего этого армейского преимущества. Как и лишь один явный голевой момент, когда в очередной раз превосходно сыгравший Александр Максименко после удара Федора Чалова взметнул левой ногой так же, как Игорь Акинфеев в легендарном эпизоде серии пенальти с Испанией на ЧМ-2018.
Был еще один, хотя и менее опасный выход у того же Чалова, — и, по большому счету, все. Автор дубля в апрельском дерби Арнор Сигурдссон пропускал матч из-за травмы, но нельзя же всерьез утверждать, что отсутствие 20-летнего исландца может быть для ЦСКА критичным! У «Спартака» тоже не было дисквалифицированного на три матча за удаление Эсекиэля Понсе, забившего два важных мяча «Туну» — но что-то не припоминаю, чтобы этим фактором заранее кто-то из красно-белых стелил соломку.
Тут важнее обратить внимание на то, что у ЦСКА накануне этого матча было всего четыре забитых мяча, а теперь — пять. В шести турах. Меньше — только у «Рубина», «Ахмата», «Динамо» и «Сочи». И это при наличии лучшего снайпера прошлогоднего чемпионата России и выкупленного за 15 миллионов евро атакующего полузащитника сборной Хорватии. Но, когда играешь против сегодняшнего ЦСКА, почти всегда знаешь, от кого может исходить угроза воротам (голевой удар Мариу Фернандеса «Спартаку» — исключение из правил), и вариативности в атаке у армейцев крайне мало. Гораздо меньше, чем у нового спартаковского подбора игроков. И это большая головная боль как для Виктора Гончаренко, так и для спортивного отдела клуба. ЦСКА забивает чаще всего очень красиво, но столь же редко.
Впрочем, «Спартаку» к перерыву надо было думать не о проблемах соперника, не о том, что ЦСКА, полностью владея инициативой, мало что смог создать, а о собственной игровой беспомощности. И штаб думал — недаром после игры Кононов выскажет довольно резкое недовольство первым таймом, дав четко понять, что никого никуда «Спартак» до перерыва не заманивал (такой, если мне не изменяет память, была версия в перерыве Дмитрия Кириченко), а просто играл скованно и не так, как должен был.
Два тайма — два «Спартака». Так же, как в прошлом апреле — только наоборот. Тогда он гонял ЦСКА весь первый тайм и упустил два верных момента, а с первой минуты тайма второго колесо закрутилось в обратном направлении.
Если цифры по первой половине нынешнего матча были приведены выше, то во второй красно-белые нанесли 16 ударов всего (6 в створ), тогда как красно-синие — три (два в створ). И даже два суперсэйва Игоря Акинфеева, оставившего ЦСКА в игре, армейцев не спасли — таким был порыв спартаковцев, лучшими у которых были Самюэль Жиго, Андре Шюррле и Александр Максименко.
А голы были забиты хоть и одним человеком, но совершенно по-разному. Первый — после быстрой атаки, которые, как показал еще матч с «Ахматом», становятся коронкой нового «Спартака». Это был девятый гол красно-белых с игры подряд после того, как на старте сезона мячи давались им только со стандартов!
Второй — как раз со стандарта, после подачи углового. И тут стоит обратить внимание на замечание Андрея Талалаева: в момент, когда Аяз Гулиев разбегался для подачи, сразу четверо спартаковцев рванули в разных, известных им направлениях. А в ситуациях, когда футболисты атакующей команды находятся в движении, противостоять им на стандартах гораздо сложнее, чем в статике. Недаром один раз с углового к тому времени «Спартак» уже должен был забить — не позволил Игорь Акинфеев.
В результате второй тайм у спартаковцев выдался таким, что даже самые яростные поклонники ЦСКА согласились с тем, что выиграли хозяева по делу.
Победа в дерби — огромный импульс для «Спартака» и Кононова
Что же произошло в перерыве? Послушаем Зелимхана Бакаева, так ответившего на вопрос журналистов, за счет чего удалось перевернуть игру во втором тайме: «За счет установки тренера. Он нас настроил. Хотя настрой и так был сумасшедший, но четыре игры за десять дней провести тяжело. Это сказывается. Тренер нам сказал, чтобы играли через не могу, и мы заслуженно победили. Мы контролировали весь второй тайм, создавали, бежали и победили».
Это к вопросу о том, что сейчас очень многие, глядя на переворот «Спартака» в последних матчах, делают максимально возможный акцент на игроках и закрывают глаза на присутствие и роль в этом главного тренера. Потому что неудобно как-то за собственные поспешные выводы.
Для этих людей главный тренер красно-белых, который только и может что-то сказать в перерыве, — Шюррле. И переламывает неудачно складывающиеся матчи (как, например, ответный с «Туном» или с тем же ЦСКА), и замены делает команда сама по себе.
Совершенно не удивлюсь, если Шюррле действительно произнес перед одноклубниками огненную речь. С каждым матчем чемпион мира добавляет себе вистов, недаром болельщики требуют у руководства клуба сменить его аренду на полноценный контракт немедленно.
И все же не надо преувеличивать. В свое время забавно было наблюдать за лихорадочным переобуванием недругов Леонида Слуцкого, когда тот стал выигрывать в ЦСКА один чемпионат за другим; Станислава Черчесова по ходу и после ЧМ-2018. Да сколько было таких примеров!
На второй тайм дерби вышел совершенно другой «Спартак», и этого в принципе не могло бы произойти, если бы Олег Кононов находился в состоянии ступора, паники, растерянности. Какими бы ни были игроки, они у красно-белых еще в любом случае несыгранны. И коллективом только становятся — хотя, глядя на видео из раздевалки, уже можно сделать вывод, в каком темпе это происходит. Но слова Бакаева подтверждают абсолютную футбольную истину: одни игроки ничего сделать не смогут.
Эта победа — громадный психологический импульс для нового «Спартака». И лично для Кононова, который после этого будет чувствовать себя намного увереннее — будь то без пиджака (как было во всей четырехматчевой победной серии) или в оном. А значительная часть болельщиков начнет смотреть на него сильно иначе, чем прежде. При этом что это первая его победа в дерби с ЦСКА, но аж шестая — над армейцами вообще. Четырежды он обыгрывал армейцев во главе «Краснодара» и еще однажды — будучи главным тренером «Ахмата».
Шюррле дирижирует, команда скандирует: «Жи-го!»
Если новой версии «Спартака» суждено выиграть что-то значимое, это видео от клубной пресс-службы будет повторяться и напоминаться нам еще не раз. Автор дубля (первого для защитников в российской истории главного московского дерби) Самюэль Жиго в спартаковском шарфе входит в раздевалку. Вся команда ему бурно аплодирует. А стоящий на столе и возвышающийся над остальной командой — и это уже не кажется случайным стечением обстоятельств — Андре Шюррле тотчас начинает дирижировать, и весь «Спартак» скандирует: «Жи-го! Жи-го!»
Будто из фильма. Впрочем, как и весь изгиб судьбы бородатого французского защитника в последние 13 месяцев.
Прошлым летом игрок бельгийского «Гента» подписал четырехлетний контракт со «Спартаком» и 28 июля с места в карьер заставил себя уважать «Открытие Арену», забив на 4-й минуте единственный мяч в стартовом матче чемпионата «Оренбургу». Красно-белые играли плохо, но благодаря этому голу три очка наскребли.
Во втором туре «Спартак» сыграл на ноль с «Локомотивом», в третьем — с «Анжи», в четвертом — в гостях с «Краснодаром», и лишь в пятом пропустил первый мяч в чемпионате — и то в победной встрече с «Динамо». При том, что атака команды хромала на обе ноги, матчи вытаскивались за счет обороны и в первую очередь ее центра. Жиго стремительно стал кумиром красно-белой публики.
А шестой тур, 2 сентября, все это счастье обрушил в тартарары. Ближе к середине первого тайма игры в Питере с «Зенитом» Самюэль в единоборстве с Артемом Дзюбой повредил колено и был заменен на только восстановившегося после «крестов» Георгия Джикию. И вскоре выяснилось, что у француза тоже разрыв крестообразной связки колена. Возможно, останься он здоров, судьба Массимо Карреры в клубе оказалась бы совсем другой.
Весной, после восстановления, это был уже (или еще) не тот Жиго. СломалсяИлья Кутепов, дисквалифицирован был Сальваторе Боккетти — и 6 апреля Олегу Кононову волей-неволей пришлось бросать француза сразу в бой, решительнее которого не бывает, — именно в дерби с ЦСКА, до которого в первом круге он из-за «крестов» не доиграл. К тому времени «Спартак» при Кононове не проигрывал.
И надо же такому случиться, чтобы после вчистую выигранного красно-белыми (по игре, но не по счету) первого тайма на первой же минуте второго именно несогласованность Жиго и Александра Селихова привела к голу Арнора Сигурдссона, после которого игра для «Спартака» вдруг закончилась. А молодой исландец сделал дубль.
После уже своего дубля в ворота ЦСКА в августе 2019-го Жиго во флеш-интервью скажет Константину Геничу о том, что прекрасно помнил о своей ошибке в апрельском дерби. И стремился за нее оправдаться. Сильно! В ходу ведь стереотипы, что западные профессионалы, в отличие от наших, умеют сразу после неудачных матчей выбрасывать ошибки из головы, забывать о них. Но вот мы видим: ни о чем француз не забыл. И память эта мотивировала его, возможно, на лучший пока матч в его жизни.
Однако тогда, в апреле, вслед за ЦСКА последовало поражение в Ростове — может, и не поставил бы его Кононов в основу после такого дерби, но теперь при травме Кутепова дисквалифицирован был Джикия. Но он вышел вновь — и Гацкан с Шомуродовым, оба, забили из-под бедолаги Жиго!
Потом люди из клуба рассказывали, что в тот период француз не был уверен в своем здоровье, к нему пришла какая-то мнительность: врачи выражали уверенность, что все в порядке, сам он — сомневался. И вполне возможно, это сильно повлияло на его выступления в тех матчах.
Тем более что Жиго оказался прав. Далее просто процитирую собственный майский материал в «СЭ» «Почему не уволят Кононова», поскольку добавить к этому нечего: «А потом выяснилось, что у Жиго еще и проблемы с мениском. В Италию, куда его возили оперировать «кресты», спокойно могли одновременно почистить мениск, и приезжать на еще одну операцию не было бы никакой нужды. Но у некоторых врачей есть мнение, что итальянская клиника сознательно не стала делать все сразу, чтобы получить деньги за две операции. Там четко знали, что через какое-то время проблемы начнутся, и он приедет опять. Что и произошло».
«Прорыв Беккенбауэра» и победный гол в дыму
Сможет ли Жиго полностью восстановиться и стать собой образца начала прошлого сезона — этот вопрос волновал всех. Начал француз на него отвечать в концовке матча первого тура нового чемпионата с «Сочи», забив в добавленное время единственный гол — пусть и с нарушением, которое не зафиксировал судья Владимир Москалев. Но, как и годом ранее, мяч Жиго принес «Спартаку» стартовую победу. И это не могло не повлиять на его самоощущение.
Тем не менее нельзя сказать, что их пара с капитаном Джикией, на бумаге мощная, действовала в первый месяц сезона безупречно. И лично у Жиго довольно грубые ошибки приключались.
А потом было дерби. И для начала — жесточайший стык с Дмитрием Ефремовым, после которого армейский полузащитник покинул поле — с травмой все тех же «крестов». Но Жиго сыграл в мяч, успел к нему первым, рискнув собственным здоровьем, — и упрекать себя ему абсолютно не в чем!
На 58-й минуте Жиго совершил феноменальное подключение к быстрой атаке, во время которого центральный защитник, чтобы после навеса Шюррле кивнуть под левую штангу недосягаемо даже для Игоря Акинфеева, пробежал все поле. Ведь это был именно Жиго, кто после перехвата Романа Зобнина паса Николы Влашича успел на мгновение опередить Ильзата Ахметова и сделать передачу Гусу Тилу. И, пока голландец быстро пасовал Зелимхану Бакаеву, а тот тащил мяч почти до штрафной ЦСКА, француз по прямой несся, несся, несся вперед.
Потом Олег Кононов уподобит этот забег прорывам из центра обороны Франца Беккенбауэра. Спартаковский тренер хорошо знает историю футбола — и отлично, что такими сравнениями чуть-чуть обучает молодых. Вряд ли Жиго давалось такое задание — при первом удобном случае вот так включаться в атаки. Сработало какое-то шестое чувство.
...Когда Бакаев, приблизившись к штрафной, соображал, кому отдать пас, Жиго, ворвавшийся в нее первым (!) из красно-белых, предложил даже себя — но Зелимхан разумно рассудил, что там слишком большая толпа, а Шюррле на краю — один. И тогда Жиго поступил, как первоклассный форвард. Пока немец готовился к навесу, француз сделал несколько шагов назад и вправо, отскочив от Магнуссона, до того его закрывавшего. Шюррле успел увидеть этот маневр. И, отправляя мяч точнехонько в лоб Жиго, видел, что если остальные игроки «Спартака» закрыты, то метрах в четырех от Самюэля — никого, а исландский защитник «охраняет кукурузу». То есть Жиго не просто подключился к атаке, но и еще и в чужой штрафной мастерски сманеврировал, прежде чем нанести идеальный удар!
Спустя ровно две минуты он почти забил еще раз. Снова головой — теперь уже после углового от Гулиева, кажется, становящегося штатным исполнителем корнеров, причем с обоих флангов. Теперь Жиго бил из пределов вратарской! Как Акинфееву удалось на невероятной реакции «отстегнуть» ногу и отбить мяч на линии — уму непостижимо.
Жиго суждено было стать ключевой фигурой во всех главных событиях этого дерби — в том числе и в пропущенном мяче пять минут позже. Причем это была его беда, а не вина. Если кого из спартаковцев в этой отличной атаке ЦСКА и упрекать, то Зобнина и Ещенко. На отметке 67.10 Магнуссон выбил мяч головой по левому краю, и вице-капитан «Спартака» был первым «на мяче», решив технично принять его на грудь. Но, когда мяч опускался на землю, его обокрал Нисимура, затем Обляков обыграл Ещенко, сместился в центр и вернул мяч японцу. Тот в касание снова отдал мяч Облякову, и забивать мог уже Иван — но в последнюю секунду его лишил такой возможности Джикия.
Мяч отскочил к Мариу Фернандесу, позиция у которого казалась абсолютно неударной, да и сам он при огромном количестве достоинств — игрок совершенно не бьющий. Но тут — как дал! Максименко, безупречный в этот вечер, к чему мы начинаем уже привыкать, сработал бы и тут — но мяч попал аккурат в последнего из стоящих перед ним спартаковцев, Жиго, и реагировать на небольшой, но все-таки рикошет уже было поздно. 1:1. Вместо 3:0 — ведь, помимо суперсэйва на Самюэле, Акинфеев вытащил мяч из угла и после выстрела Бакаева из-за штрафной с коварнейшим отскоком от травы.
Тут же случилось мощное задымление, организованное красно-синими фанатами и сработавшее против их же кумиров: остановка игры Сергеем Карасевым (а куда там было деваться?) на несколько минут сбила кураж, рожденный голом Мариу Фернандеса. И в эти минуты врачи «Спартака» закапали Жиго в глаза, как теперь их называют, победные капли. «Это не связано с дымом. Это из-за столкновения. Я себя плохо почувствовал», — объяснит француз сразу после игры.
И все-таки это был матч Жиго-победителя! Снова угловой от Гулиева, поданный от ворот, теперь выигрыш единоборства Джикией — и француз первым среагировал на отскок мяча к ближнему углу вратарской. Опередив Дивеева, он проткнул мяч мимо Акинфеева. А счастье, разделенное в еще не развеявшемся дыму с фанатами красно-белых, вы видели сами. Как Жиго бросался на сетку, обнимал мальчиков, подающих мячи, показывал разные (но не оскорбительные, к счастью) жесты...
Но и на этом геройства Самюэля еще не закончились. На 81-й минуте именно он в штрафной сблокировал удар в упор Чалова после прострела Влашича. Иначе не было бы никакого общекомандного «Жи-го! Жи-го!» в раздевалке. А потом — еще и небольшое (надеюсь) повреждение все того же прооперированного левого колена, из-за которого несколько секунд он провел вне поля, но быстро на него вернулся. И после сказал, что все в порядке.
Невероятно, что столько событий, уложившихся в 90 минут, связаны с одним-единственным футболистом. Но вот такой это был день. День Самюэля Жиго. А его победный гол в дыму обязательно войдет в исторический фольклор московского дерби. Как и футболка, которую он после игры подарил тренеру по физподготовке «Спартака» Рамилю Шарипову, помогавшему ему восстановиться после «крестов»...
А еще одной непременной частью гипотетического фильма про Жиго стало бы то, что он был единственным легионером «Спартака» из дальнего зарубежья, который 25 июля приехал на могилу Федора Черенкова на 60-летие со дня рождения великого спартаковца. Никакой повинности быть на Троекуровском кладбище не было, и добрались туда шестеро. Но вот такой у человека возник порыв.
После которого я всегда буду за Жиго переживать.
Две «Браги», Самара, «Зенит»: 4 матча за 11 дней
А еще это дерби запомнится тем, что ВАР, который имелся в распоряжении Сергея Карасева, даже не потребовалось ни разу использовать. С одной стороны, отсутствие решающих спорных эпизодов в матче подобного накала, — большое облегчение для судейской бригады, с другой — ее же заслуга. Какими бы ни были эмоции, периодически выплескивавшиеся наружу, Карасев держал команды в узде и при этом давал им играть, не доставая ненужными свистками.
В итоге, как в старой одесской поговорке, — «извините, что без скандала». Судейских ляпов на старте этого сезона было слишком много, чтобы они испортили еще и главное столичное дерби.
На нем жизнь не заканчивается — ни для одних, ни для других. «Спартак», только что, казалось, застрявший во второй половине таблицы, уже на четвертом месте и всего на три очка отстает от лидера — «Зенита», с которым ему встречаться дома уже через тур. ЦСКА вроде как в середине — но от тех же красно-белых отстает лишь на очко: такова плотность в турнире, где первое место от восьмого на сегодня отделяют лишь четыре очка.
У «Спартака» продолжается адский график, причем на этой неделе он стал еще жестче — два матча подряд со второго дня на третий. Перелет в Португалию и игра с «Брагой» сразу после дерби — мало не покажется. Хорошо, что есть кем освежать состав — забившим в двух матчах подряд с «Туном» Понсе, Рассказовым (уж Ещенко-то в 35 лет в таком режиме точно играть не должен), Мирзовым, возможно, Джано или Ташаевым...
А между двумя встречами с «Брагой» — выезд в Самару, на которую посреди такого графика может не хватить эмоций. И тут в первую очередь надежда — на Тила с Ларссоном, которые не задействованы в еврокубках. И если Тил, пусть и не сыграл в дерби солирующей роли, выглядел уверенно (первый удар, а затем единственный более-менее стоящий момент в первом тайме — его ног дело, как и участие в первой голевой атаке «Спартака»), то Джордан в двух своих первых матчах за красно-белых особо ничем не выделялся. Пора уже и заявить о себе.
ЦСКА же, играющему пока в гораздо более спокойном недельном цикле, надо решать уже хронические проблемы в атаке. Для топ-клуба пять мячей в шести матчах — это ни в какие ворота, и в прямом, и в переносном смысле. Заслуженная победа над «Локомотивом» оказалась обманчивой — красно-зеленые с тех пор вообще очков не теряют, а у красно-синих сбоит. И в следующем туре дома с «Ахматом», только что в меньшинстве взявшим очко в гостях у «Зенита», армейцам тоже едва ли придется просто.