Отравление экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля в Солсбери спровоцировало серьезное обострение в отношениях России и Великобритании. Одним из его следствий стал отказ Лондона отправить официальную делегацию на чемпионат мира по футболу, который в этом году пройдет в России. Это значит, что впервые за несколько десятилетий ни один член королевской семьи не поддержит английскую команду на главном футбольном событии четырехлетия.
Кроме того, ряд политиков заявили, что сборная Англии вообще не должна ехать на чемпионат. На столь резкий шаг власти не решились, но эта инициатива вызвала оживленную дискуссию в обществе. При этом как сторонники, так и противники бойкота остались крайне раздражены поведением политиков. Почему британские болельщики обвинили истеблишмент в лицемерии и непоследовательности, разбирался «Профиль».
Наказать за все грехи
«Думаю, мы должны всерьез рассмотреть вопрос о скоординированном обращении к ФИФА и разговоре о переносе чемпионата мира на 2019 год в другую страну или страны». С таким предложением спустя полторы недели после отравления Скрипаля обратился к ФИФА член парламента Великобритании Стивен Киннок. Он был далеко не первым британцем, выступившим с этой инициативой.
Фактически призывы лишить Россию права проведения ЧМ‑2018 или бойкотировать состязания звучат в Соединенном Королевстве начиная с 2010 года, то есть ровно с того момента, когда российская заявка победила при выборе страны–хозяйки турнира, обойдя в том числе и английскую.
Причем поводы, по которым Россию предлагалось лишить ЧМ‑2018, были самыми разными. Так, в 2014‑м после публикации доклада арбитражной палаты комитета по этике ФИФА о том, что Россия и Катар добились права принимать чемпионаты 2018 и 2022 годов с помощью коррупционных схем, в Великобритании призывали европейские страны бойкотировать ЧМ‑2018. Летом 2016‑го о возможности отзыва права на проведение мундиаля вновь заговорили после столкновений английских и российских фанатов на чемпионате Европы во Франции, во время которых погиб британский подданный. Осенью того же года бывший вице-премьер Великобритании Ник Клегг заявил: «глупо и нелепо» играть в футбол в Москве, в то время как Россия причастна к нарушениям прав человека и «варварствам в Алеппо».
За и против
Среди участников сегодняшней дискуссии об участии английской сборной в ЧМ‑2018 есть как радикалы, считающие: «это наш спорт, и мы должны диктовать, кто может играть в него», так и те, кто относится к происходящему с юмором, полагая, что бойкот будет выражаться в том, что англичане отправятся домой сразу после групповой части турнира. При этом апологеты бойкота указывают, что дело не только в отравлении Скрипаля и желании щелкнуть по носу Путина, а в том, что к России есть претензии и по чисто спортивной линии – использование допинга, регулярные проявления расизма на футбольных матчах.
Сторонники жесткой линии часто сравнивают ЧМ‑2018 в России с Олимпийскими играми 1936 года в нацистской Германии, утверждая, что крупные международные соревнования нужны авторитарным режимам для укрепления позиций как внутри страны, так и за рубежом, и мировое сообщество не должно потакать им в этом. Среди тех, кто считает параллели с Олимпиадой в Третьем рейхе уместными, оказался и глава Форин-офис Борис Джонсон. «Я думаю, что сравнение с 1936 годом бесспорно верно. Это вызывающая тошноту перспектива думать о славе Путина на этом спортивном мероприятии», – сказал министр, отвечая на вопрос одного из депутатов.
В свою очередь, противники бойкота констатируют: отказ английской сборной от участия в ЧМ‑2018 никак не повлияет на политику российских властей. Бойкот мундиаля будет эффективным, только если Великобританию поддержат прочие участники чемпионата. Однако они в разборки Москвы и Лондона встревать не желают.
Противники бойкота также призывают не смешивать спорт и политику, создавая ситуацию, когда ответственность за действия властей будут нести простые россияне. К тому же предыдущие чемпионаты мира, 2010 и 2014 годов, проходили в ЮАР и Бразилии – странах, власти которых также обвинялись в коррупции и нарушениях прав человека, однако тогда никто не призывал английскую сборную отказаться от участия в состязаниях.
Не сулит ничего хорошего бойкот и британской экономике, которую и без того штормит в преддверии Brexit. В частности, если английская сборная останется дома, казна недополучит налоговых поступлений от баров и пабов, где болельщики привыкли смотреть трансляции соревнований. Понесут убытки и телекомпании, эти трансляции осуществляющие. И это не говоря о болельщиках, которые уже потратили тысячи фунтов на билеты и бронирование гостиниц в России.
Кроме того, бойкот ЧМ‑2018 может привести к тому, что Футбольная ассоциация Англии будет отстранена от чемпионата 2022 года в Катаре. Такое наказание вкупе с денежным штрафом предписывается правилами ФИФА.
Фолкленды важнее футбола
Британские футболисты не впервые рискуют лишиться возможности сыграть на главном мировом турнире. Сборные Англии, Шотландии и Северной Ирландии сталкивались с угрозой не попасть на чемпионат мира 1982 года в Испании из-за конфликта с Аргентиной вокруг Фолклендских островов. Правительство Маргарет Тетчер опасалось политических последствий в случае, если бы одна из британских команд во время турнира вышла на игру со сборной Аргентины. Кроме того, по мнению Лондона, существовал риск столкновений с фанатами Испании, власти которой в фолклендском кризисе выступали на стороне Аргентины.
Эта страшная, страшная Россия
Красной линией в дискуссии о ЧМ‑2018 проходит обсуждение вопросов безопасности как футболистов, так и болельщиков. Керосина в огонь фобий плеснул публицист и известный русофоб Эдвард Лукас, заявивший, что Россия может саботировать участие английской сборной, отравив ее игроков или подделав их допинг-пробы. Чтобы избежать этого, Лукас рекомендовал игрокам пить только бутилированную воду, привезенную из Англии, и не пользоваться общественным вайфаем, чтобы не подвергнуться атакам хакеров, жаждущих заполучить информацию о травмах спортсменов и тренерских задумках.
«Только если они привезут с собой кукурузные хлопья, молоко, воду и воздух для дыхания и будут все время сидеть в отеле, тогда с ними все будет в порядке», – соглашается с Лукасом комментатор в соцсетях.
Не забыли британцы и о драках на чемпионате Европы 2016 года. Многие болельщики опасаются, что могут стать мишенями для российских футбольных хулиганов, будучи при этом уверены, что полиция станет попустительствовать насилию. Правда, существует и альтернативная концепция: хулиганы полностью контролируются властью, а раз так, значит, вести они себя будут мирно, поскольку Кремлю скандалы во время мундиаля не нужны.
Страхи сограждан попытался развеять главный тренер английской сборной Гарет Саутгейт, сказавший, что его соотечественникам в России ничто не угрожает. В этом он уверен настолько, что собирается взять с собой в поездку на ЧМ жену и двоих детей.
Однако должного эффекта слова Саутгейта, похоже, не возымели. По данным Times, покупки жителями Великобритании билетов на ЧМ‑2018 упали практически на 75% по сравнению с мундиалем 2014 года в Бразилии. Не спешат следовать примеру своего наставника и игроки сборной. Британские СМИ сообщают, что лишь немногие из них готовы взять семьи с собой в Россию.
На себя посмотрите
При этом есть темы, по которым между сторонниками и противниками бойкота ЧМ‑2018 не возникает разногласий. Например, и те, и другие считают, что ФИФА – насквозь коррумпированная структура. Британские болельщики уверены, что именно этот фактор стал определяющим при выборе стран–хозяек чемпионатов 2018 и 2022 годов. Характерное мнение выразил один из интернет-пользователей, выведший формулу «коррумпированное правительство плюс коррумпированная FIFA дают в результате победу при голосовании на проведение чемпионата мира».
Однако не только обвинения ФИФА в финансовой нечистоплотности объединяют желающих увидеть игру сборной Англии на ЧМ‑2018 и их оппонентов. И те, и другие возмущены тем, сколь непоследовательно ведет себя официальный Лондон: члены правительства и парламента публично требуют наказать Россию за нарушение норм международного права и коррупцию, но не спешат предпринимать действенные шаги для того, чтобы остановить поток российских денег, питающих экономику королевства. По мнению болельщиков, политики будут иметь право требовать бойкота ЧМ‑2018, только когда сами перестанут в том или ином виде получать деньги от живущих в Лондоне российских олигархов.
«Они не делают ничего в отношении денег российских олигархов в Сити, покупок британского подданства российскими олигархами, которые потом идут и финансируют «консерваторов», но зато они сразу выступают за запрет футбольных матчей», – отмечает один комментатор. В свою очередь, спортивный журналист The Guardian Барни Роней считает, что если британское правительство действительно хочет использовать футбол для давления на Кремль, то ему лучше начать с моральной и юридической оценки финансовых вливаний в английские футбольные клубы, в частности, «Челси», принадлежащий Роману Абрамовичу, и «Арсенал», совладельцем которого является Алишер Усманов.
Как бы то ни было, но, похоже, большинство британцев уверены: реальная борьба с российскими деньгами – это последняя мера, которую задействует Лондон, поскольку она сильно ударит по экономике королевства. Лучше всего эту ситуацию иронично описал автор реплики «Боже, помоги нам, если русские друзья пойдут еще куда-то отмывать свои деньги».