В мощной структуре отечественного алкогольного бизнеса есть небольшой, но экзотичный сегмент – производители самодельных крепких напитков, проще говоря, самогонщики. В последнее время их продукция стала пользоваться особым успехом у потребителей, рынок стал наполняться новыми, необычными брендами, рос спрос, росла и конкуренция.
Однако в начале этого года среди таких производителей пошли нехорошие слухи. Дело в том, что с января 2018 года вступили в силу поправки в закон № 171‑фз «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта», которые снизили технологические требования к оборудованию, подлежащему обязательной госрегистрации. Если раньше речь шла об устройствах мощностью 4000 декалитров, то теперь в 20 раз меньше – 200 декалитров. Означает ли это, что мелкие производители теперь могут попасть под «зачистку» со стороны контролирующих органов?
«Перегонщикам», которые занимаются этим исключительно «для себя», ничего не грозит, уверяют эксперты. Изменения в первую очередь касаются тех, кто гонит самогон на продажу. Но много ли таковых, ответить непросто. Вот что показал анализ рынка оборудования для самогоноварения.
Запредельная конкуренция
«Мы растем и развиваемся, спада нет», – заверил сотрудник Челябинского завода бытовых товаров, который производит самогонный аппарат «Магарыч» – один из наиболее известных брендов. В разгар кризиса 2014 года завод констатировал трехкратное увеличение своей выручки и чуть ли не 50-процентый рост продаж. Спустя три года производители самогонных аппаратов по-прежнему не теряют оптимизма, несмотря на возросшую конкуренцию.
«Объемы продаж аппаратов у меня выросли примерно на 30%, но это не картина рынка, – сказал руководитель онлайн-магазина «Гони-самогон.ру», не пожелавший представиться. – Сложно сказать, насколько вырос спрос в целом, потому что в том числе выросла и конкуренция. Конкурентов за эти три года стало больше».
И вследствие высокой конкуренции у бизнесменов значительно упала маржинальность, рассказал Егор Сбоев, генеральный директор ООО «СБВ Групп», которой принадлежат пять сайтов, посвященных самогоноварению, самый посещаемый из них – hootch.ru. «В категории розницы маржа падает очень сильно, потому что производителей очень много, все стараются вывести на рынок свой продукт, – пояснил он. – Что касается количества заказов, то их стало только больше».
Заниматься этим бизнесом Сбоев начал с конца 2009 года. Тогда это было своего рода экзотикой, и идея возникла совершенно случайно. «Долго думали, что подарить взрослому обеспеченному человеку, который увлекался созданием собственных напитков, в том числе самогона, – вспоминает он. – Я в шутку сказал: «А давайте подарим ему самогонный аппарат?». Все посмеялись, а я решил в «Яндексе» поискать, можно ли где-то купить самогонный аппарат». Устройство было найдено и вручено имениннику. Но гости на празднике начали интересоваться, где же можно такой приобрести.
«Недолго подумав, я решил заняться этим бизнесом, еще будучи студентом, – продолжил Сбоев. – Связался с производителем, сообщил, что ранее брал аппарат и хотел бы быть его дилером. На что получил максимальную поддержку. На тот момент рынка самогонных аппаратов, можно сказать, не было вообще. Были буквально 2–3 производителя. Что касается продавцов, их также почти не существовало».
Уже через год Сбоев бросил работу в международном банке и погрузился в таинственный мир самогоноварения. Интерес к онлайн-магазину начал расти практически моментально. Первый офис появился в 2012 году, а в конце 2014 года, в период валютной нестабильности, как ни странно, люди начали очень активно закупаться самогонными аппаратами и комплектующими. «На мой взгляд, наиболее динамичное развитие наша компания получила в конце 2014 – начале 2015 года, когда начали открывать розничные магазины, – отметил предприниматель. – На сегодняшний день наша розничная сеть насчитывает шесть собственных магазинов в Москве и Новосибирске, а также два магазина, открытых по франшизе. Сегодня количество производителей аппаратов выросло до невероятного количества, нам каждый день приходят предложения о сотрудничестве с каким-то новым производителем».
Самогонная мода
При этом Сбоев не связывает популярность самогонных аппаратов непосредственно с кризисом. По его мнению, все дело в моде, которая наконец позволила домашним напиткам занять прочное место в жизни россиян. «Я всегда боролся с общественным мнением и объяснял, что самогон, наоборот, лучше, чем магазинный продукт, – сказал предприниматель. – В 2015 году это до людей дошло, и тут уже не приходилось бороться, а просто плыть по течению и только расширять ассортимент товаров».
С 2015-го рынок дистилляторов вновь стал меняться. И в первую очередь цена на качественное оборудование – в силу демпинга огромного количества производителей, придумывающих уникальные характеристики своих аппаратов или копирующих другие изобретения. «Сейчас, на мой взгляд, массовым спросом обладают аппараты кожухотрубные, – рассказал Сбоев. – Они имеют больше возможностей для модернизации, производя более качественные напитки с отличной производительностью.
Собеседник «Профиля» отметил, что спрос растет благодаря не только новым адептам, попавшим под влияние моды, но и опытным клиентам, которые активно заменяют свои устаревшие модели на новые. «Есть тенденция на покупку более дорогих моделей, – заметил он. – Те люди, которые покупали свои аппараты 5–6 лет назад, покупают более сложные, более качественные. Спрос рожден тем, что люди хотят заменить старое оборудование на более новое».
А нам всё равно
Точно подсчитать, насколько вырос спрос на самогон, невозможно. Просто потому, что это не всегда бизнес. А если и бизнес, то серый: сделки реализуются «из рук в руки». Однако объемы рынка все-таки можно прикинуть методом вычитания, говорит генеральный директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.
«Ситуация у нас примерно такая же, как в Белоруссии, – сказал он. – Еще в 2013 году, до начала социально-экономического кризиса, у них все было великолепно. Но за эти годы потребление крепкого алкоголя сократилось на 30%. То есть оно было замещено и самогоном, и суррогатами, и нелегальной водкой, которую туда привозят из России. Таким методом можно и в России примерно посчитать».
По его подсчетам, объем рынка самогона в России последние пять–семь лет был на уровне 250 млн литров в год. Но в 2017 году он достаточно серьезно вырос – приблизительно на 70–80 млн литров. Произошло это, по его мнению, за счет запрета на продажу заводских спиртосодержащих жидкостей. Напомним, что временный запрет вводился после массового отравления концентратом для ванн «Боярышник» в Иркутске в конце 2016 года. «Ясно, что население перешло на равные по цене кустарные продукты, прежде всего на самогон, конечно», – отметил Дробиз.
Новые поправки в закон, по его словам, никак не повлияют на этот рынок. «Самогонщики, так или иначе, домашние производители, у них нет таких больших объемов производства. А те, кто гонит на продажу, как гнали, так и будут гнать. Не эти, так другие», – заявил эксперт.
«В начале года очень многие боялись этих поправок, – признался Сбоев. – Конечно, если полицейские захотят, то они найдут, до чего докопаться. Есть риск для тех, кто действительно много производит. Но тут присутствует один тонкий момент, который мы обсуждали с юристами». Дело в том, что в законе не указан период, за который можно использовать новые мощности. Можно предположить, что 200 декалитров – это на год. Тогда получается, что производство должно быть не более 5,5 литра в день. Однако это только предположение: в день, в неделю, в месяц или в год – в законе не указано.
Поэтому по факту поправки абсолютно ни на что не влияют. Но и в принципе популярностью пользуются небольшие аппараты, предназначенные для домашнего самогоноварения. «Естественно, что на производительность влияет объем бака, – сказал Сбоев. – Самый популярный аппарат – объемом бака 20–30 литров. Как они были популярны, так и остаются. Большие кубы тоже берут, но реже».
По мнению Дробиза, основная масса самогона домашнего изготовления все равно идет на продажу. «Я думаю, что 70% на продажу производится, но это продажа с рук, поймать ее сложно, и не удается это сделать, – отметил он. – Потому что граждане их не выдают. А где им брать самогон? Либо самим гнать, либо покупать. А так как себестоимость продукции низкая, то лучше покупать, чем самому заморачиваться».
Мама плохого не сделает
Возможно, вы не раз встречали «домашние напитки» в ресторанных меню. Зачастую заведения позиционируют их как продукты собственного изготовления. Как правило, это домашние вина, но и самогон тоже встречается. Однако не стоит сразу верить таким заявлениям.
Владелец заведения, который предлагает такие напитки или хотя бы анонсирует то, что они собственного производства, все равно что ходит по лезвию бритвы, говорит директор Института ресторанных технологий Кадрина Айситулина. «Самогоноварение, а равно изготовление любых крепких спиртных напитков из сырья по российскому законодательству запрещено, – рассказала она. – Поэтому все домашние наливки, настойки, ратафии, прочие алкогольные напитки предприятиями питания могут либо делаться на основании покупных алкогольных напитков (то есть, по сути, они будут коктейлями), либо вне закона».
Самогон сегодня достаточно популярен в ресторанах с национальным колоритом. Особенно актуально это в барах и ресторанах славянских кухонь. И многие из владельцев уверяют, что гонят сами. Но в 90% случаев, по словам Айситулиной, это не так. Лишь 10% идут на риск, и он действительно очень высок.
«Однажды у меня был случай, –- рассказала она. – Звонит знакомая девушка – владелица ресторана грузинской кухни. Плачет. Пришли к ней с проверкой и, по ее словам, «придрались» к чаче. Главный аргумент девушки в защиту качества напитка – «чача хороший, чачу мама делал!». К сожалению, для проверяющих инстанций этот аргумент, мягко говоря, оказался неубедительным».
Рестораторам, желающим предложить гостям «свой» самогон, эксперт советует разработать аутентичные рецептуры на основании покупного алкоголя. И тогда не надо будет каждый раз бояться проверок. «Нет предела совершенству, а потому, используя различные добавки и технологии, покупной самогон можно изменить до неузнаваемости, создав тем самым интересное и уникальное торговое предложение, – уверена она. – То же относится ко всем другим «своим» алкогольным предложениям».